Сегодня вот обнаружил, что ещё далеко не всё выложил из той самой книги В.И. Немировича-Данченко, написанной по впечатлениям от поездки на Урал в 1875-м году. Про Пермь не выкладывал я ничего. Надо восполнить этот пробел. Автор не мог миновать Перми, ведь путешествовал-то он в основном по рекам. А в Перми ему нужно было пересаживаться с большого волжского парохода на судно классом пониже. Севернее Перми на Каме начиналось мелководье(ведь до постройки КамГЭС было ещё очень далеко).
Пермь - город конечно красивый. Вид с набережной Камы завораживает. Я сам-то, когда там оказался, долго стоял очарованный ровным лесистым простором и красотой. Зато люди... Люди всё те же. Почти как везде на Урале того времени. Алчные разгульные купчики, пьяные самодуры. Которые и на красивый лес закамский глядели "с позиции топора".
-Эх, дозволили бы рубить, тут ведь миллионы...
Пермь начала 20-го века. Фото Прокудина-Горского. Хорошо виден купол кафедрального собора, где сейчас Картинная галерея.


Грязь пермская тех времён выглядела так. Вероятно совсем уж хорошего дождя на счастье Немировича не случилось. А то бы он увяз не по ступицу колеса, а "по самое некуда".

"Красивые женские лица тут редки..." видимо автора немало ругали за слишком уж резкие суждения о местных женщинах, но слукавить и польстить им он не мог. Писательский долг обязывал говорить лишь правду.


А в людях то же пьянство как и в Екатеринбурге. "Кого поймают- поят".

А вот один купчик вообразил спьяну себя Авраамом. И решил сына свего принести в жертву. Но слава Богу есть друзья... Спасли парня.







Инженеры-железнодорожники, приехавшие "из Центра" строить нашу Горнозаводскую дорогу принесли хоть немножко цивилизации в этот край, где царствовали совсем уж первобытные нравы эпохи "свайных построек". Почему свайные постройки и первобытные нравы упомянуты в прямой связи - этого я уж не знаю.
Но местная атмосфера действует разлагающе и на интеллигентов.


Ну, а теперь тот самый "кусачий медведь" из-под стола.

Странно, что "первобытные" самодуры были только в городах. На заводах, вне городов - дельные скромные симпатичные труженики.

Иногда становится непонятно. Как вся эта купеческая кодла, которую "запойный червь" поедом ел, смогла построить такой красивый город, которым мы до сих пор любуемся. Ведь строилась-то Пермь именно на их деньги.

Journal information