guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

Сходить в театр, "как в театр".



   После того, как наше сообщество посетило театр, совершив блог-тур за кулисы, у нас естественно не могло не возникнуть мысли о том, чтоб сходить в театр "как в театр". Посмотреть спектакль, помахать в воздухе программкой, съесть в буфете турбинку и наградить актёров бурными  и продолжительными апплодисментами.
    Сказано-сделано. Мы купили билетики и пошли в Новоуральский театр на комедию "Труффальдино". На ту самую премьеру, подготовку к которой мы наблюдали за кулисами.





    Конечно на премьеру собираются все-все. Театр, как говорится, полон, ложи блещут. Хотя в нашем театре лож нет. У нас всё по-простому - партер и балкон. Вроде никого в городе не знаю, а как в театр придёшь -постоянно встречаются знакомые. А ещё в нашем театре есть ВИП-гардероб. Специально, так сказать, для "персон". Фотографировать его я уж постеснялся. Хотя признаюсь, был он пуст. Ни одной енотовидной ВИП-шубейки там не висело. И это не потому, что начальства в театре не было. Просто  никто не решился пользоваться отдельным гардеробом. Как-то не по-нашему это. 
 


-Не хотите ли сфотографироваться в масках, у нас ведь комедия дель арте?
Ну вот, мы как настоящие венецианцы. Говорят, что во времена легендарные половина населения Венеции носила маски. Даже в храм разрешалось заходить в маске.



Рассаживаемся согласно купленным билетам.



Овеянная легендами люстра медленно гаснет. Это работает тот самый темнитель, о котором я писал недавно. Сейчас поднимется занавес и начнётся действо.



    И вот тут выяснилась вещь довольно неприятная. Мы ничего не смогли качественно сфотографировать. Совсем ничего. Наш агрегат стал очень плохо снимать. Сложная была для него задача - отразить это сочетание тьмы в зале и яркого, колдовского света на сцене. Поэтому многие снимки у нас выглядят так. Лиц актёров не видно, но сама атмосфера праздничного, цветного, маскарадного театрального действа осталась. В общем, импрессионизм ползучий.



   Кстати снимать в зале было запрещено строжайше. Но. Запрет был написан на отрывном корешке билетика. Контролёр оторвал этот корешок и оставил у себя. А мы ведь вполне могли и не прочитать то, что на нём было написано.
   Комедия дель арте - это искусство простонародное, ярмарочное. Может быть, даже грубоватое. Существует некий обязательный набор масок. Панталоне, Доктор, Капитан, Умный Слуга, Глупый Слуга. У каждой маски определённый образ, определённые черты характера. Но допускается широчайшая импровизация, некое соответствие пьесы злобе дня. Сюжет тоже классический - жадные злобные старики и обстоятельства мешают возлюбленным соединиться. 
    Раньше в комедии дель арте выступало очень ограниченное число актёров. Простонародный театр для бедных и не мог выставить больше.  Времена сменились. И теперь в спектакле занято очень много актёров, иногда очень юных, изображающих всё буйство итальянской жизни.



     Я думал, что согласно традиции все актёры будут в масках. Ведь раньше маска была неотъемлемой частью образа. Помните эскиз костюма Панталоне, который висел в швейной мастерской? Там была нарисована маска. Я было испугался, подумал, что весь спектакль мы будем любоваться этими страшными носищами из папье-маше. К счастью всё оказалось не так. Маски конечно тоже были, но появлялись ненадолго. И большую часть времени спектакля мы видели всё же живые человеческие лица, лишь немного подкрашенные.
     В центре Доктор и Панталоне. Доктор, как и положено псевдоучёному пустозвону, всё время сыпал латинскими выражениями. Ну, а Панталоне -купец, по всей видимости жуликоватый. Помню, когда мы в Ижевск ездили на "Игры разума" , в поезде всё тренировались, отвечали на вопросы из Интернета.
-Кто по профессии Панталоне?
А мы вспомнить не могли. 



   Сюжет вполне детективный. Один из героев Флориндо Аретузи(Аретузи, Панталоне - что за фамилии у них какие-то брючные) вынужден бежать из Турина в Венецию потому что его несправедливо обвинили в убийстве Федерико Распони.
    А сестра убитого, Беатриче тоже едет в Венецию, переодетая в мужской костюм. Едет она то ли в поисках своего возлюбленного Флориндо, то ли для того, чтобы взыскать с жуликоватого купца Панталоне какие-то деньги, которые тот был должен её брату (убитому). Беатриче могла бы стребовать эти деньги законным путём, без переодевания, но делать что-то по закону долго и муторно. А так она надела костюм брата, назвалась его именем и поехала. Беатриче и Флориндо- это первая пара, разлучённых возлюбленных. Будет и ещё одна пара.
     За Флориндо повсюду гоняются Капитан и стражники, чтоб привлечь его к суду за убийство, которое он не совершал.  "Деревянные" человечки без лиц и без слов. И лицо, и голос Капитан обретёт лишь к концу спектакля.  А пока он лишь подгоняет своих подчинённых и кричит где-то за сценой.
-Престо, престо.



   А как же Труффальдино? Как он вообще ухитрился стать слугой двух господ одновременно? Кстати Труфффальдино - Слуга Бестолковый. Умный слуга в комедии дель арте - это Бригела. Здесь его статус даже повысили, он стал хозяином гостницы. Сначала бестолкового Труффальдино нанимает Беатриче (в мужском обличии), а потом забывает накормить. Тогда он справедливо решает, что двум господам служить выгоднее, ибо и еды, и денег он может получить вдвое больше. И нанимается к Флориндо. Так наш герой становится общим слугой разлучённых влюбленных, которые не знают друг о друге.
    Ну, и конечно, каждый из сеньоров вечно требует слугу к себе, даёт ему всевозможные поручения. Иногда и колотушки Бестолковый слуга получает от обоих сразу. А Труффальдино лавирует между двумя господами, стараясь доказать всем и себе в первую очерёдь, какой он ловкий малый. И, угодив носом в господский пудинг, Труффальдино ловко его расправляет обратно. Пудинг сделан из какого-то желеобразного пластика, поэтому технически это оказалось вполне возможно.

Бригела с пудингом.


     Если уж на сцене Венеция, то я ждал каких-нибудь голубых волн, дворцов дожей, гондол и полосатых столбов. Но. У нас же театр в основе своей простонародный. Роскошные декорации ему недоступны. Поэтому на сцене конструкции-трансформеры, сделанные по принципу "всё может быть всем". Половина стола на колёсиках может быть и качелями, и гондолой. В ней может открыться потайная дверь, из которой неожиданно высунется Труффальдино. Железные "горки" играют роль балконов, лестниц, трибун, кухонного конвейера, набережной канала. Когда поссорились Доктор и Панталоне, они величественно проплывают мимо друг друга, стоя на этих горках как на капитанских мостиках. В дыму. В общем, разошлись как в море корабли.
     А кстати, почему произошла ссора между этими почтенными старичками? Дело в том, что, задолжав Федерико ( впоследствии убитому), купец Панталоне обещал выдать за него свою дочь Клариче. Ну, чтобы тот по-родственному с него денег не требовал. А если уж Федерико убит, то рука Клариче была обещана Сильвио, сыну Доктора. Но тут Федерико "воскрес"(Беатриче ведь явилась в Венецию именно под его именем) и хитрый купец решил отказать Сильвио и выдать дочь замуж за воскресшего кредитора. Так появилась  у нас вторая пара разлучённых возлюбленных - Сильвио и Клариче. Купец не подозревал, что под камзолом "воскресшего" скрывается женщина. А Сильвио и его отец Доктор осталсь в дураках. Такой вот в общем "водевиль вульгарис", как говорил сам Доктор.
     Намёков на злобу дня в спектакле немного, но они есть. Голодный Труффальдино водит пальцем по поверхности пустого блюда из-под пиццы и грустным голосом называет звучные имена "санкционных" продуктов.
-Помидоро. Салями. Пепперони. Пармезано.
Смеральдина, еле увернувшись от объятий Капитана, который внезапно обрёл голос, говорит что-то вроде:
-Если уж в 17-м веке такие распущенные нравы, то представляю, как будут лапать женщин в веке двадцатом.
Ей бы тут ещё добавить, что к веку двадцать первому эта привычка у мужчин почему-то сойдёт на нет. Но не добавила.



    Под конец наш проворный герой изоврался так, что погрузил обоих своих господ в глубочайшее горе. Он не мог соврать ничего получше и сказал Флориндо, что Беатриче умерла, а Беатриче заявил, что умер Флориндо. И вот тут всё и открылось. И Труффальдино с удивлением  узнал.
-Оказывается у меня есть не только хозяин, но ещё и хозяйка.
    Ну и хеппи энд. Любовь торжествует. Разлучённые людьми и обстоятельствами возлюбленные соединяются. Обе пары.



Под конец даже Капитан, отбросив носяру из папье-маше поёт откуда-то с балкона.
-А теперь вы оправданы полностью.
И не выпить нам было бы подлостью.

То есть все обвинения с Флориндо сняты и он теперь не беглый преступник, а вполне уважаемый гражданин. И только Труффальдино оказался обделённым на этом празднике всеобщей любви. Наконец обрадовали и его, отдав ему в жёны Смеральдину.

О Венеция, город влюблённых,  
Ты подлунного мира венец,
Ярче тысячи солнц раскалённых,
Здесь горение юных сердец. 

    А чтоб люди не забывали, что хоть тут и комедия дель арте, но в жизни не всё смех, любовь и красота, где-то сверху появляется печальный Призрак в маске. Финальная сцена. Здесь все большие и малые герои во всём блеске.



    Будь я театралом, каким-нибудь искушённым зрителем, я бы тут стал описывать игру актёров. Этому артисту удалось то, тому это. Особенностью режиссуры было то, а искусство декораторов ярче всего проявилось в этом... Но я зритель неискушённый. Я смотрю на спектакль примерно так же, как смотрел в детстве "Проделки Скапена". Только словарный запас у меня с той поры несколько расширился, а восприятие вряд ли сильно изменилось. Кстати "Проделки" скорее всего тоже были комедией дель арте. 
     Мне нравится всё.  Всё это пёстрое, шумное, весёлое, красочное. И я считаю совершенно излишним вопрос, который лежал у каждого из нас на спинке кресла. Понравилось ли вам? А разве может такое не понравиться?
  

Под конец хочется сказать всем, кто участвовал в создании спктакля одно только слово.
-Браво!
Я конечно не знаю всех имён. Нам их называли, но... Объём памяти не очень велик, и хуже всего я запоминаю как раз имена и фамилии. Может быть, со временем я и стану ближе к театру. И запомню всех и буду благодарен каждому.
    Не знаю, куда занесёт меня, блогера, не имеющего генеральной темы для своего блога. В театр, в аэропорт, в заброшеннй дом? Посмотрим. А теперь, как говорится.
-Финита ля комедия.



Ещё раз простите за качество снимков. У кого есть возможность прийти 12-го в наш театр - приглашаю. Там опять будет "Труффальдино".
Tags: Новоуральск, творчество, театр
Subscribe

Posts from This Journal “Новоуральск” Tag

  • Шахматистки.

    Фото с одного из Дней открытых дверей в нашем СЮТе. У нас в фойе есть шахматная доска с огромными фанерными фигурами. Хочешь сыграть в шахматы -…

  • Немного старинных автомобилей.

    Немного старинных автомобилей этого лета. Люблю старинные машины. В детстве кстати было наоборот - я их терпеть не мог, предпочитал современные. А…

  • Двор.

    Мы все уже привыкли к вечным лебедям из покрышек и до невозможности грязным мягким игрушкам, которые украшают наши дворы. К раскрашенным в…

  • Грустно умирать лишь тому, кто не посадил дерево.

    Есть, говорят, такая арабская пословица. Ну, и мы наконец решили посадить «челябинские» дубы. Когда мы с Анатолием Фурсой были в Челябинске на…

  • Ну, у них и электроды!

    Недавно шёл по улице и нашёл вот такую этикетку. "Электрод графитированный". Электрод и электрод, у нас на Урале всякого технического добра полно -…

  • И на свалке будут яблони цвести.

    Однажды я купил «Нашу городскую газету». Там было интервью с Аркадием Елизаровым, кандидатом в депутаты и руководителем благотворительного фонда…

  • Когда автобусы были большими-2.

    Времена, когда в нашем городе были большие автобусы, закончились не так и давно. Недавно я нашёл в ВК фотки 2006-го года. Их сделал Сергей…

  • Белые.

    У нас теперь как в Туркмении, все машины белые. Снято на стоянке возле музыкальной школы.

  • Чёрные чайки над Колизеем.

    Вчера мы ходили в театр на предпросмотр нового спектакля «Монте Кристо. Я Эдмон Дантес». Давненько в блоге моём не было ничего театрального. Проза…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments