guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

Учимся творить.




    Сегодня приехал из Екатеринбурга с двухдневных курсов по проблемам творчества. Вообще-то тема довольно глубокая и сложная. Творчество - это дело такое, что его руками не пощупаешь, да и словами плохо выражается. Как оно зарождается, где его истоки? Тем интереснее взгляд на эту проблему Сергея Аркадьевича Новосёлова. Он механик и педагог, изобретатель, доктор наук, автор многих научных статей и директор института психологии детства.
     А мы идём на курсы. Я и Борис Васильевич Стулов. Где-то под сенью вон той крылатой ракеты или чуть дальше нас и будут учить творчеству.





    Я хожу на подобные курсы только затем, чтобы попытаться узнать "где у них кнопка". У детей то есть.  Ибо к сожалению далеко не все дети приходят к нам, чтобы осознанно творить нечто прекрасное и удивительное. Если б это было так, то и проблем бы не было, сплошное было бы сотворчество. А так дети приходят неизвестно зачем и так же неизвестно почему уходят. И творцов среди них... Мало в общем творцов.
     Ну а мы тем временем пришли. Это "Роботодром" на Уралмаше, учреждение типа нашего СЮТа.



Здесь находится одна из площадок по освоению робототехники. О детях и роботах в стенах родного СЮТа я писал в своём блоге неоднократно. Здесь, а ещё здесь и здесь. И вот здесь и чуть-чуть вот тут. Но сегодня мы пришли не из-за роботов. Мы пришли изучать вещи более общие.
 


Вот карта Свердловской области, где обозначены все "Роботодромы". Иногда они находятся в местах весьма экзотических типа Свободного, Сосьвы, Тавды. В общем, среди лесов таёжных. 



А ещё тут расположены стуиди вполне классического вида. Авиамодельные, судомодельные, "кружок по фото". Здесь же довольно большой бассейн для испытаний моделей кораблей.



Стенд с авиамоделями.



Это мы. Педагоги из разных мест Свердловской области. И скорее всего по большей части технари. Робототехники, авиамоделисты. Один из педагогов принёс видеокамеру на штативе и сказал, что его коллеги будут слушать лекцию Новосёлова удалённо.



Стулья здесь ореховые  мастера Гамбса, с точёными ножками и спинкой в виде листьев. Откуда такая роскошь в детском учреждении?



А это Сергей Аркадьевич Новосёлов.



    Сначала разговор пошёл о терминологии. Оказалось, что мы не всегда можем дать точное определение понятий.
-Что такое творчество и чем креативность отличается от творчества?
Оказывается вот чем. Креативность есть общая способность к творчеству. Только способность. А перерастёт ли она в творчество - большой вопрос. Само  же творчество - это создание чего-то нового. Причём это новое должно быть направлено на благо и должно быть общественно признанным. Если придумаешь нечто хотя и новое, но бесполезное, то это творчеством считаться не будет.
   И конечно у Сергея Аркадьевича было множество примеров, иногда неожиданных.
-Вот  двое подростков придумали добавлять в корм для чаек слабительное.
Рано утром подростки разбрасывают эти "мины" по берегу. Чайки их склёвывают. Потом на пляж подтягиваются туристы. А юные дарования сидят в укрытии и смотрят, что будет дальше. Ну и естественно от смеха покатываются.
-Можно ли это считать творчеством?
Естественно нет, хотя эти молодые люди и не лишены креативности. Но проверку на общественное благо эта креативная идея не проходит. Так же точно нам объяснили на примерах довольно много терминов, значения которых мы знали лишь приблизительно.
     А как зарождается творчество и где? Оказывается мозг наш разделён на две неравные части. В одной -сознание, в другой бессознательное. Сознание занимает только пятую часть мозга. То есть все мысли, чувства и всё-всё, они в этой крошечной части. А четыре пятых мозга - это бессознательное. Туда с самых первых мгновений жизни падают обрывки информации, которую мы не понимаем, которая нам не пригодилась. Там же вся информация, доставшаяся нам от предыдущих поколений. В общем целый океан интереснейших образов, к которым у сознательной части мозга нет доступа. И иногда между этими частями мозга открывается проход. Иногда люди стараются открыть этот проход искусственно, употребляя алкоголь или наркотики
    И опять пример. Одна девочка стремилась у всех исправить ножки. Сначала у кукол, потом у подруг. Родители забеспокоились и пригласили психиатра. Откуда это? Правда пригласили они не простого психиатра, а такого, который владел гипнозом. Тот выудил из бессознательного один факт. Когда девочка была грудным ребёнком, её отцу вдруг показалось, что ножки у младенца кривые. И он сказал об этом вслух при ребёнке.  И неожиданно это "выстрелило" спустя годы. Вот поэтому нельзя при маленьких детях ругаться матом, сплетничать, осуждать кого-нибудь. Дети конечно не понимают, но вся эта негативная информация складывается у них в "копилочку". И может "выстрелить" в самый неожиданный момент.
     И ещё. Чем большим количеством разнообразной позитивной информации мы загрузим человека в младенчестве, тем большая вероятность того, что в будущем он станет творцом. Потребность в творчестве есть у каждого, только вот реализуем мы её  часто не так, как следовало бы. Стремление многих из нас к какому-нибудь экстриму и есть вот это нереализованное творчество.
     Изобретения и интересные полезные идеи появляются как бы на стыке разных сущностей. Человек научился говорить. Потом научился рисовать. Но оба эти умения были отдельно друг от друга. А потом вдруг у людей возникла мысль выразить звук рисунком. Тысячи лет звук и рисунок были разделены. И вдруг сошлись. И появился алфавит. Тысячи лет  существовали корабли и десятки лет существовали крылья. Отдельно. И сошлись. И появилось что-то новое. Появились корабли на подводных крыльях.



     А ещё человеку, который хочет чего-нибудь изобрести, нужно писать стихи. Или сказки, рассказы, повести, романы. Но стихи - лучше. Потому что именно ритм помогает пробить коридор между двумя частями мозга. У самого Новосёлова по этому поводу есть целая книга "Дизайн искусственных стихов". Если хотите, посмотрите. Вот тут. 
-И никогда не пишите в стихах про себя плохо. Запрограммируете...
А я ведь тоже писал стихи. Раньше. 

Осенним днём, ненастным, хмурым,
Когда листву роняет клён,
Я ощутил себя лемуром.
И был изрядно удивлён...

А вот интересно, ощущать себя лемуром - это хорошо или плохо? И не запрограммировал ли я себя на "лемурство"?
       В общем, открылся мне какой-то мир, большой и непонятный. Конечно всё это творчество, оно больше для технарей.  Для тех, кто хочет что-то изобрести. Или чтобы его ученики что-то изобрели. В общем, нужно всё это осмыслить, разложить по полочкам. А насчёт  упомянутой "кнопки" у детей... Нет её, кнопки этой. Надо к каждому искать какие-то индивидуальные подходы. Хотя...
-В "Ашане" звучит какая-то странная музыка. И на фоне этой музыки незаметно для нашего сознания произносятся слова: "Не кради, не кради, не воруй, не воруй".
Вот бы и мне запускать на занятиях какую-нибудь волшебную музыку для детей. И чтоб там было незаметно записано: "Работай, работай, не отвлекайся, твори, выдумывай, пробуй, режь, её эту бересту, режь, режь, режь, чтоб красиво было". Хотя почему только для детей? Мне и самому не помешало бы. 
       Я где-то сказал, что курсы были двухдневными. А тут вспомнил, что у курсов будет продолжение. Ещё немало разного-всякого-интересного услышу.
       А ещё творчество - это способ выжить для некоторых инвалидов. Без творчества они просто умрут. 
      
Tags: Екатеринбург, СЮТ
Subscribe

Posts from This Journal “СЮТ” Tag

  • Про нас сняли небольшой фильм.

    К юбилею нашего СЮТа про нас сняли небольшой фильм.

  • Про СЮТ.

    В этом году 21 февраля исполилось 25 лет нашему СЮТу, учреждению, где мы с Алей работаем. И весь этот год должен пройти у нас под знаком юбилея.…

  • Началось

    Наконец-то у нас в СЮТе случилось то, чего все долго ждали. У нас началось переустройство «мира» под Кванториум. Начали естественно с…

  • Созидатели.

    Сейчас "Росатом" проводит конкурс "Слава созидателям". Однажды мы в таком конкурсе участвовали. Теперь вот меня ещё раз пригласили. Суть конкурса…

  • Макет, посвящённый войне.

    Делать эту работу мы начали ещё зимой. Это был первый сложный и серьёзный макет, который мы делали с детьми. До того были землянки, домики для…

  • Деревья для макетов.

    В наши юбилейные времена большую популярность приобрели макеты. Ну и мы решили заняться макетированием с детьми. Разного вида домики мы научились…

  • Игрушечная железная дорога и её владелец.

    Я хочу рассказать об одном человеке. Наверное, в нашем городе он такой один. Как-то давно я писал об игрушечных железных дорогах. И даже говорил,…

  • Паровоз "Левиафан".

    Сегодня и завтра у нас будут два "железнодорожных" поста. Сегодня - про блестящий паровоз, завтра - про игрушечную железную дорогу. В…

  • Жизнь нашей студии. Работа над проектами.

    В ноябре работа у нас в студии как всегда кипит. Кто-то делает свою первую работу - простой туесок, украшенный выжиганием, а у кого-то работа…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments