guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

Учимся творить.




    Сегодня приехал из Екатеринбурга с двухдневных курсов по проблемам творчества. Вообще-то тема довольно глубокая и сложная. Творчество - это дело такое, что его руками не пощупаешь, да и словами плохо выражается. Как оно зарождается, где его истоки? Тем интереснее взгляд на эту проблему Сергея Аркадьевича Новосёлова. Он механик и педагог, изобретатель, доктор наук, автор многих научных статей и директор института психологии детства.
     А мы идём на курсы. Я и Борис Васильевич Стулов. Где-то под сенью вон той крылатой ракеты или чуть дальше нас и будут учить творчеству.





    Я хожу на подобные курсы только затем, чтобы попытаться узнать "где у них кнопка". У детей то есть.  Ибо к сожалению далеко не все дети приходят к нам, чтобы осознанно творить нечто прекрасное и удивительное. Если б это было так, то и проблем бы не было, сплошное было бы сотворчество. А так дети приходят неизвестно зачем и так же неизвестно почему уходят. И творцов среди них... Мало в общем творцов.
     Ну а мы тем временем пришли. Это "Роботодром" на Уралмаше, учреждение типа нашего СЮТа.



Здесь находится одна из площадок по освоению робототехники. О детях и роботах в стенах родного СЮТа я писал в своём блоге неоднократно. Здесь, а ещё здесь и здесь. И вот здесь и чуть-чуть вот тут. Но сегодня мы пришли не из-за роботов. Мы пришли изучать вещи более общие.
 


Вот карта Свердловской области, где обозначены все "Роботодромы". Иногда они находятся в местах весьма экзотических типа Свободного, Сосьвы, Тавды. В общем, среди лесов таёжных. 



А ещё тут расположены стуиди вполне классического вида. Авиамодельные, судомодельные, "кружок по фото". Здесь же довольно большой бассейн для испытаний моделей кораблей.



Стенд с авиамоделями.



Это мы. Педагоги из разных мест Свердловской области. И скорее всего по большей части технари. Робототехники, авиамоделисты. Один из педагогов принёс видеокамеру на штативе и сказал, что его коллеги будут слушать лекцию Новосёлова удалённо.



Стулья здесь ореховые  мастера Гамбса, с точёными ножками и спинкой в виде листьев. Откуда такая роскошь в детском учреждении?



А это Сергей Аркадьевич Новосёлов.



    Сначала разговор пошёл о терминологии. Оказалось, что мы не всегда можем дать точное определение понятий.
-Что такое творчество и чем креативность отличается от творчества?
Оказывается вот чем. Креативность есть общая способность к творчеству. Только способность. А перерастёт ли она в творчество - большой вопрос. Само  же творчество - это создание чего-то нового. Причём это новое должно быть направлено на благо и должно быть общественно признанным. Если придумаешь нечто хотя и новое, но бесполезное, то это творчеством считаться не будет.
   И конечно у Сергея Аркадьевича было множество примеров, иногда неожиданных.
-Вот  двое подростков придумали добавлять в корм для чаек слабительное.
Рано утром подростки разбрасывают эти "мины" по берегу. Чайки их склёвывают. Потом на пляж подтягиваются туристы. А юные дарования сидят в укрытии и смотрят, что будет дальше. Ну и естественно от смеха покатываются.
-Можно ли это считать творчеством?
Естественно нет, хотя эти молодые люди и не лишены креативности. Но проверку на общественное благо эта креативная идея не проходит. Так же точно нам объяснили на примерах довольно много терминов, значения которых мы знали лишь приблизительно.
     А как зарождается творчество и где? Оказывается мозг наш разделён на две неравные части. В одной -сознание, в другой бессознательное. Сознание занимает только пятую часть мозга. То есть все мысли, чувства и всё-всё, они в этой крошечной части. А четыре пятых мозга - это бессознательное. Туда с самых первых мгновений жизни падают обрывки информации, которую мы не понимаем, которая нам не пригодилась. Там же вся информация, доставшаяся нам от предыдущих поколений. В общем целый океан интереснейших образов, к которым у сознательной части мозга нет доступа. И иногда между этими частями мозга открывается проход. Иногда люди стараются открыть этот проход искусственно, употребляя алкоголь или наркотики
    И опять пример. Одна девочка стремилась у всех исправить ножки. Сначала у кукол, потом у подруг. Родители забеспокоились и пригласили психиатра. Откуда это? Правда пригласили они не простого психиатра, а такого, который владел гипнозом. Тот выудил из бессознательного один факт. Когда девочка была грудным ребёнком, её отцу вдруг показалось, что ножки у младенца кривые. И он сказал об этом вслух при ребёнке.  И неожиданно это "выстрелило" спустя годы. Вот поэтому нельзя при маленьких детях ругаться матом, сплетничать, осуждать кого-нибудь. Дети конечно не понимают, но вся эта негативная информация складывается у них в "копилочку". И может "выстрелить" в самый неожиданный момент.
     И ещё. Чем большим количеством разнообразной позитивной информации мы загрузим человека в младенчестве, тем большая вероятность того, что в будущем он станет творцом. Потребность в творчестве есть у каждого, только вот реализуем мы её  часто не так, как следовало бы. Стремление многих из нас к какому-нибудь экстриму и есть вот это нереализованное творчество.
     Изобретения и интересные полезные идеи появляются как бы на стыке разных сущностей. Человек научился говорить. Потом научился рисовать. Но оба эти умения были отдельно друг от друга. А потом вдруг у людей возникла мысль выразить звук рисунком. Тысячи лет звук и рисунок были разделены. И вдруг сошлись. И появился алфавит. Тысячи лет  существовали корабли и десятки лет существовали крылья. Отдельно. И сошлись. И появилось что-то новое. Появились корабли на подводных крыльях.



     А ещё человеку, который хочет чего-нибудь изобрести, нужно писать стихи. Или сказки, рассказы, повести, романы. Но стихи - лучше. Потому что именно ритм помогает пробить коридор между двумя частями мозга. У самого Новосёлова по этому поводу есть целая книга "Дизайн искусственных стихов". Если хотите, посмотрите. Вот тут. 
-И никогда не пишите в стихах про себя плохо. Запрограммируете...
А я ведь тоже писал стихи. Раньше. 

Осенним днём, ненастным, хмурым,
Когда листву роняет клён,
Я ощутил себя лемуром.
И был изрядно удивлён...

А вот интересно, ощущать себя лемуром - это хорошо или плохо? И не запрограммировал ли я себя на "лемурство"?
       В общем, открылся мне какой-то мир, большой и непонятный. Конечно всё это творчество, оно больше для технарей.  Для тех, кто хочет что-то изобрести. Или чтобы его ученики что-то изобрели. В общем, нужно всё это осмыслить, разложить по полочкам. А насчёт  упомянутой "кнопки" у детей... Нет её, кнопки этой. Надо к каждому искать какие-то индивидуальные подходы. Хотя...
-В "Ашане" звучит какая-то странная музыка. И на фоне этой музыки незаметно для нашего сознания произносятся слова: "Не кради, не кради, не воруй, не воруй".
Вот бы и мне запускать на занятиях какую-нибудь волшебную музыку для детей. И чтоб там было незаметно записано: "Работай, работай, не отвлекайся, твори, выдумывай, пробуй, режь, её эту бересту, режь, режь, режь, чтоб красиво было". Хотя почему только для детей? Мне и самому не помешало бы. 
       Я где-то сказал, что курсы были двухдневными. А тут вспомнил, что у курсов будет продолжение. Ещё немало разного-всякого-интересного услышу.
       А ещё творчество - это способ выжить для некоторых инвалидов. Без творчества они просто умрут. 
      
Tags: Екатеринбург, СЮТ
Subscribe

Posts from This Journal “СЮТ” Tag

  • Дом и речка.

    Я мало пишу о нашей работе с детьми. Аля в ВК пишет больше. А тут выложу одну из последних работ наших учеников. И опять на «эпоксидную » тему. Дом…

  • Мои итоги года.

    Вот сел писать про итоги уходящего года. И вспомнил, что про них я уже написал чуть ранее. Вот тут. А что бы ещё к этому добавить? Хотел я…

  • Ёлочки из ниток.

    Практически всё предновогоднее время наши ученики делают вот такие подарки — ёлочки из ниток. Идею их нам подсказала наша коллега Ольга Кылина.…

  • Искусство любви.

    Сейчас мы с Алей работаем в летнем лагере. Во многих городских школах такие лагеря есть, и у нас в СЮТе тоже. Приходят к нам заниматься берестой…

  • Вынужденная посадка.

    У нас в кабинете есть мох. Мох не простой, а стабилизированный. Его красили и вымачивали в глицерине, чтобы он был ярче и крепче, подольше не…

  • Зайцы, коты и лисички.

    На доске в нашем кабинете — образцы-магнитики для детей. Кто из детей захочет сделать что-то подобное — у нас есть набор шаблонов.…

  • Портрет в интерьере.

    Вчера встретил вот такой довольно крупный портрет в интерьере. Интерьер кстати наш, сютовский. Это кабинет авиамоделирования.…

  • Домики в снегу.

    Мы с детьми на работе делаем вот такие ключницы-домики. Конечно, не такие длинные, поменьше. А тут Аля решила сделать подобную штуку сама. И даже…

  • Из старенького. Мозги.

    Фотка, сделанная в прошлом году. Сегодня наткнулся на неё и задумался. Что это? Потом догадался. Это ж мозги робота. Одного из тех, что делали дети…

promo guriny july 10, 2018 01:13 3
Buy for 10 tokens
Однажды, ещё в ноябре прошлого года, когда мы ходили на Медвежью и Медвежку, нам на глаза попался старый автобус Лаз-695. Первых поколений, такой кругленький. И вот, когда я уж и забыл об этом автобусе, мне написал Павел, инженер из Москвы. У них там группа энтузиастов восстанавливает старые…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments