Сегодня я опять вернусь к детскому фестивалю "Данилушка". Не получается писать обо всём чинно-важно. Сначала про одно, потом про другое. У нас же сначала был фестиваль "Данилушка", а потом креативные курсы, вернее "Технофест" Курсы как бы совместились с "Технофестом". Эти два совершенно разных события смешались у меня в голове. И в блоге тоже. Поэтому сегодня немного из "Данилушки", завтра из "Технофеста".
Одним из самых запоминающихся событий на фестивале "Данилушка" были "детские" мастер-классы. Когда ученики сами без участия педагогов должны были проводить мастер-класс. Это как бы и проверка педагога "на вшивость". Научил ли ты детей так, чтоб они могли сами передать дальше часть твоих знаний. Этот мастер-класс был для всех желающих. Для самих детей, которые могли научиться новым для себя приёмам работы друг у друга. И для педагогов тоже. Они тоже могли научиться чему-то у детей, приехавших из других регионов.
От нас естественно выступала Юля Громова, она на снимке слева. Темы у нас было две - изготовление берестяных цветочков и резьба по бересте.
Педагоги же в это время пошли на круглый стол в библиотеку имени Герцена. Обсуждать проблемы прикладного искусства и педагогики. Аля ушла туда слушать доклады, а я уж остался. Работа у нас всё ж небезопасная. Всегда под руками острые ножи. Как бы чего не вышло. Я сидел, смотрел, ходил от стола к столу, в учебный процесс не вмешивался. Знал, что Юля сама всё покажет и объяснит. Поначалу все усердно делали цветочки. Потом многие стали делать резьбу. И вот тут выяснилось, что у нас не хватает рисунков для резьбы. У нас были заготовки - бабочки и орнаменты, нарисованные прямо на бересте. Их-то и не хватило. И мне пришлось подключаться и рисовать новые.
Эта девушка обрубает полукруглым резцом край декоративного элемента. Обрубит по кругу, а потом будет вырезатьорнамент внутри. Подобные резные детали мы потом "пришиваем" на туески.
Выбираем нож из потёртой кожаной коробочки - и за работу. А где резать - это мастер объяснит. А что у нас справа, рядом с берестой и инструментами? Конечно же бинт. Он всегда под руками на мастер-классах.
Рядом с нами берестянщики из Кудымкара. Никита и Настя. Выглядят очень живописно. Национальные наряды с вышивкой и ободки "конфетного" плетения. А чуть дальше девочки из Каменска-Уральского обучают всех желающих аппликациям из соломки. Соломка, ножницы, утюг и клей ПВА. Ну, и талант конечно.
А я хожу, смотрю как работают мастера за другими столами. Эту девушку зовут Ксения, она приехала из посёлка Юго-Камский недалеко от Перми. Она обучает трёхгранно-выемчатой резьбе. Трёхгранная резьба - самый безопасный вид резьбы, наиболее подходящий для мастер-классов. Липовые заготовки, циркуль, ножи. Разделишь круг на восемь частей и получится красивая резная звёздочка. Надо только вырезать её чисто, без сколов. А это непросто, особенно если держишь в руках нож в первый раз.
Вот так и выполняется трёхгранная резьба. Это кадр из видеоролика, который снимали во время наших мастер-классов.
А ещё дальше косторезы из Тобольска. Интересно понаблюдать за их работой. Они вооружены точно такими же бормашинами, как и мы. Но если мы используем эти инструменты исключительно для того, чтобы сверлить в бересте сотни отверстий для оплётки, то здесь их используют по прямому назначению - для вырезания фигурок из кости.
Я разговорился с руководителем косторезной студии из Тобольска.
-А сколько у вас машинок в классе?
-Восемь.
-Наверное, очень шумно, когда они все работают?
-Ну да, шумно, а ещё добавляет шума вентиляция.
Вентиляция подведена к каждому из восьми рабочих мест, она быстро всасывает всю пыль и весь дым, что образуется при работе бормашинок. Сам вентилятор стоит в соседнем помещении, отделённом от класса звукоизолирующей перегородкой.
-А из чего режете?
-Коровья кость.
Естественно детям не дают резать из драгоценной ископаемой мамонтовой кости (я тут сразу вспомнил Минсалима Тимергазеева). И даже зуб кашалота - это для детей слишком дорого. Хотя и с коровьей костью тоже приходится возиться прежде чем ребята смогут проявить на ней свои таланты. Кость нужно несколько часов вываривать, чтобы из неё вытопился весь жир. Только тогда она станет белой, как сахар.
-А чем полируете кость? - спросил я.
-Мелкой наждачной бумагой.
А Юля, послушав, как жужжат бормашины, сказала, что при этом звуке и запахе в ней просыпаются неприятные воспоминания о посещении дантиста.
Впрочем, послушайте сами.
А вот три девицы под окном ткали поздно вечерком.
Ещё ткачество.
Самым же живописным было вот что. Девочка из Троицка Челябинской области работает на старинном ткацком станке, который стоит здесь в выставочном зале усадьбы Ошуркова в качестве реквизита. Я никогда не думал, что эта древняя машина способна работать. Оказывается способна, да ещё как. Наверное, красивые разноцветные деревенские половички до сих пор ткут именно так.
Никогда мне не понять эту хитрую механику ткачества.
Хитрое плетение из шерстяных нитей. Мы тоже так умеем, но у нас всё гораздо проще.
Вышивка.
Куклы-чурочки, одетые в лоскутки. Это самые древние, архаичные игрушки, которые появились на свет, наверное, ещё тогда, когда у людей впервые появилась одежда.
Я не смог обойти все мастер-классы. Их было довольно много. Ещё были керамическая и камнерезная мастерские в подвале. Керамисты делали из глины большого волка. И малого волка, и шкатулку с крышкой. И даже могли обжечь свои изделия в печи на другой день. Камнерезы точили на станке крошечные каменные сердечки.
Ну, а я сначала стулья подтаскивал к столу с юлиным мастер-классом. Ибо желающих сделать цветочек или вырезать что-нибудь этакое из бересты было довольно много, а стульев не очень. А потом пошёл к пермякам Никите с Настей. Их мастер-класс был такой. Каждому нужно было сделать оберег от всяких несчастий. Коми-пермяки ведь люди лесные. Они в древности поклонялись медведю. Медведь на языке коми будет "ош". Вот и оберег будет в виде медвежьей лапы и этого самого слова.
-А как вы это делаете?
-Печатаем.
В берестяной студии в Кудымкаре есть несколько металлических штампов. И есть довольно мощный гидравлический домкрат. Именно этим домкратом и выдавливают узоры на бересте. Домкрат. Это ж просто гениально. Когда мы начинали заниматься штампами, мы или стучали по штампу молотком, или зажимали штамп и бересту в тисках. Ни то, ни другое не давало нам хорошего оттиска, поэтому от штамповки мы и отказались. А тут домкрат. Сила страшная. Надо будет купить небольшой гидравлический домкрат и попробовать.
А ещё пермяки не стирают марганец растворителем как мы. Они пользуются водой. Из-за этого растяжка по цвету получается более плавной. Нет резких контрастов. Но их береста темнее, чем у нас.
В общем, мне было очень интересно. Под конец хочу выложить интервью Никиты Тупицына свердловскому телевидению.
Journal information