guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

"Дурочки". Или песочница в больнице.



    Два дня назад нас пригласили в новоуральский театр Музыки, Драмы и Комедии на "закрытый" показ нового спектакля. Спектакль назывался "Дурочки". За основу была взята пьеса Лопе де Вега "Дурочка". Постановка и костюмы Валерия Долганова. Помните, я писал про наш блог-тур в театр? Тогда репетиции "Дурочек" уже шли и мы их застали.
   Было нас, блогеров на этом показе пять человек. Эля, Женя, Любовь Михайловна и мы. Плюс Антон, посторонний зритель. Эля кстати уже написала о спектакле. Читайте здесь.
  Какие ассоциаци возникают при словах "закрытый показ"?  Ну, что-то глубоко советское. В зале члены Политбюро, смотрят новый фильм и решают, выпустить его на широкие экраны или нет . Тут же режиссёр. Сидит и переживает, разгадают ли тупые партийные функционеры его глубоко спрятанные, тончайшие насмешки над Советской властью, понятные только искушённому зрителю.
    Показ "Дурочек" не был закрытым в таком вот понимании. Скорее он был камерным. Для небольшого числа зрителей. На сцену поставили восемьдесят стульев и зрители сидели прямо глаза в глаза с актёрами. Вся игра происходила на расстоянии вытянутой руки. Жаль, не моей руки. Мы пришли , когда все стулья были заняты и смотрели спектакль с балкона. В партере же не сидел никто, потому что оттуда было бы совсем ничего не видно.
    Спектакль состоял как бы из трёх частей. Предисловие, показ и обсуждение. Все три части были важны для нашего понимания. К сожалению я пришёл на этот спектакль без "инструмента". И все фотки, которые вы видите здесь- чужие. Их делали Женя jennifer_hot и Эля evetskaya.
  
Режиссёр Валерий Долганов и зрители перед началом спектакля.


-Наверное, вы перед спектаклем прочитали пьесу "Дурочка"? - спрсосил зрителей режиссёр Валерий Долганов - Ну, или хотя бы "Собаку на сене"?



Тут я впал в некоторое замешательство. Ни "Дурочку", ни даже "Собаку" я не читал. Сказать по правде, я и Шекспира-то не читал. Такой вот я дремучий человек, а зачем-то пишу о театре. Вообще-то я рассчитывал познакомиться с творчеством Лопе де Вега именно на этом спектакле. Потом увидите, что из этого вышло.   
     Как оказалось, Лопе де Вега имел биографию богатую. Написал две тысячи пьес, был придворным драматургом герцога Альбы, был шесть раз женат и в возрасте шестидесяти лет женился на молоденькой. А ещё драматург подрабатывал инквизитором и лично сжёг пять человек. Каких-то прелюбодеев. Короче, знал человек жизнь-злодейку от носа до хвоста.



     Долганов сказал нам, что это пока не спектакль, это эскиз спектакля. Предварительный неоконченный набросок. Сам спектакль будет длиннее, и может быть, в него будут внесены некие изменения. Премьера окончательного варианта будет 12-го мая. А темой будет обман. Как мужчины обманывают женщин, или как женщины обманывают мужчин. В чём именно заключался обман - это я узнал лишь спустя день.
-А вы посмотрите спектакль и расскажите о нём самым разным людям. Будьте для спектакля "дилерами".
Не знаю, хорошим ли я буду "дилером", но о спектакле расскажу.
    На что я обратил внимание сразу - это вон то сооружение с песком (на верхней фотке). Горы из песка, рельефы, какие-то фигурки людей, животных. Что это? Макет мира? Оказалось, что песочница. А с потолка свешиваются какие-то полиэтиленовые ёмкости, подсвеченные маленькими лампочками. Это капельницы. Больница. Песочница в больнице.

Больничности добавляет и кровать, хотя она явно армейская.


  Минимум обстановки. Кровать, песочница, капельницы, фонарики. На этом-то фоне и разворачивается всё действо. Звучит "La camisa negra"(Чёрная рубашка). Именно эта песня и будет сопровождать весь спектакль. Наверное, первый обман заключается в этой песне. Она такая зажигательная, под неё хочется двигаться, танцевать. Испания жеж, страсть, любовь, солнце. А ведь на самом деле песня эта бесконечно грустная. И она не столько о любви, сколько о беспредельном страдании. Чёрная рубашка - знак траура, непереносимого расставания, потери любви. И под это танцуют...



    Кстати начал я читать пьесу. С опозданием, но всё ж. О чём она? Жил-был один сеньор. И были у него две дочери-красавицы Ниса и Финея. Ниса красивая и умная, Финея - красивая и дурочка. Ниса любила древнегреческую поэзию, Финее было сложно освоить алфавит. Но дурочке-Финее дядюшка завещал некий капиталец, а Нисе -ничего. В общем, довольно-таки обыденный конфликт. Кому отдадут предпочтение женихи - богатой дурочке или бедной умнице? Чаще всего в жизни  подобные конфликты решаются в пользу дурочек. Средневзвешенные мужчины невысокого мнения о ценности женского ума. А уж если вмешались деньги...
    В оригинале пьесы много мужских ролей. Отец, друг отца, студент, учитель, первый жених, второй жених, их слуги и друзья. 
Здесь же на сцене только женщины. Их шесть.  У них такие вот одеяния с нашитыми крестами. То ли больница, то ли святейшая инквизиция. Испания жеж.  Санитары, они же мушкетёры Бога. Жечь нас будут глаголом, лечить от обыденности.
      А я изредка буду вставлять фразы из двух обсуждений. Из официального и неофициального. Официальное было на сцене, неофициальное - несколько после.
 
 
     И вот тут выясняется интереснейшая особенность. Все роли -переходящие. Только две главных, Ниса и Финея, не переходят. А остальные... Из небольшой толпы женщин-санитаров выходит одна и становится учителем. А кто-то вдруг берёт на себя роль первого жениха или служанки. Или отца. И только по первым произнесённым словам можно догадаться, кто есть кто. И это было так непонятно, что мы полспектакля разгадывали этот ребус. Потом поняли и чуть успокоились. 
     Объяснение в любви между двумя женщинами. Они там, что, принадлежат к "меньшинствам"?(Это уже из кулуарного обсуждения.) Ах, нет, одна из девушек перевоплотилась в сеньора Лауренсио, первого жениха. Добавляет путаницы и то, что нам с балкона плоховатенько видно, кто есть кто. Вообще это доведённый до иезуитства приём, призванный как можно сильнее заставить зрителя всматриваться, вслушиваться, призванный держать его в напряжении.



Я как-то давно писал о фильме "Трудно быть богом". Там этот приём был чуть намечен лёгким пунктиром, там люди просто говорили неразборчиво. Здесь же... На кого-то, в частности на меня он действовал, а кто-то откровенно клевал носом. Хотя когда сидишь на сцене и актрисы смотрят тебе прямо в глаза, клевать носом и спать, спрятавшись за колонну, невозможно.

Дамы на балконе. Тоже почти по-испански звучит.


-Коней и слуг оставим у ограды... - говорит одна красавица в белом другой красавице в белом. И вот попробуй сообрази, простодушный зритель, что тут идёт дело к дуэли между первым и вторым женихом. Дуэль к счастью не состоялась, сеньоры смогли растолковать друг другу проблему на человеческом языке, не прибегая к оружию. Но узнал-то я об этом лишь спустя день, когда открыл текст пьесы. Вообще смысл этого спектакля ещё и тот, чтобы заставить людей вчитаться в классику. На меня вот подействовало в нужном ключе. Я сейчас пост допишу и опять возьмусь читать пьесу "Дурочка". А потом глядишь и "Собаку", и Шекспира.
     Хотя ... Я ж теперь слушатель креативных курсов. Там мне растолковали, что любое такое вот искусство "на грани" призвано пробить брешь в перегородке, разделяющей сознание и бессознательное. И вот там, в бессозательном у каждого человека роятся миллионы причудливых образов. Они вылезут оттуда и ...
     А вот ещё фраза из куларного обсуждения.
-Они там в песочнице своей валяются, потом по песку ходят, залезают на второй этаж кровати. Песок сыплется вниз, прямо в волосы, прямо за шиворот тем, кто сидит внизу. Ходить по песку с песком в волосах так неприятно. Бедные девушки.

А санитары-то ещё и в кедах.


     Зато какая феерия света! Фонари, огоньки, подсвеченные капельницы, огромные "говорящие" тени на белой стене. Это такой безумно красивый дурдом. И все в нём дурочки. Не одна Финея, но все, все, все. И мы, зрители, тоже слегка придурки. Для кого-то почувствовать себя придурком хоть на полтора часа -уже дело великое. А то так и будет всю жизнь мнить себя умным. А над дурдомом летает Господь Бог на маленьком вертолётике ( вертолётик был в реальности). Засмотрится на замысловатые выкрутасы людишек, зацепится за что-нибудь. И бям - падает на пол. Потом взлетает опять.
    А знаете что в капельницах? Там женскиё слёзы. Это фраза из обсуждения на сцене. Женские слёзы капают в кровь мужиков как лекарство. Лекарство от чего? От безответственности, наверное. Какая сегодня самая "мужская" болезнь? Нет, не импотенция, а как раз безответственность.

Эпизод с "дискотекой".


     А ещё, и это опять фраза из обсуждения на сцене, смысл спектакля - это стирание всяческих граней. Между чем и чем? Тут уж каждый может мыслить о чём хочет. Между любовью и безумием? Между мужчинами и женщинами? Между актёрами и зрителями?  И весь этот "пожар в баптистерии"  или "взрыв на мебельной фабрике" очень созвучен судьбе нашего города Новоуральска. Города, замершего на грани между жизнью и смертью.
-А если кто не понял, о чём спектакль, просмотрев его до самого конца - то это ж хорошо.
    Я раньше упомнал, что спектакль - это недорисованный набросок. Он не кончается. Он обрывается на полуслове. А случилось в пьесе вот что. Финея, влюбившись в Лауренсию, который до того был поклонником её умной сестры, вдруг тоже резко поумнела. Способна ли любовь сделать умным дурака? Да! И поумнев, Финея просит отца выдать её замуж. А отец не согласен категорически. И вот тут спектакль обрывается. Причём совершенно не делается акцент на том, что любовь излечивает от глупости. Да и зачем? Все ж вокруг всё равно дурочки. Играют там в своей больнице-песочнице.
      Хотя после этого места в пьесе самый обман-то и наступает. Обещанный. Лауренсио будут прятать на чердаке, Финея будет притворяться глупее, чем она есть. А в конце как и всегда будет хеппи-энд. В "Труффальдино" было три свадьбы, здесь - четыре. Ну, если не изменится  до мая сюжет. А то ведь, могут и убить всех. В нашей больнице-песочнице и не такое бывает.

Валерий Долганов- творец жизни и смерти.


После спектакля. Блогеры утомились. Съели пирожок.



И пошли из театра с цветами. Но ведь положено-то наоборот в театр с цветами ходить. Почему же так?



     Дело тут вот в чём. Цветы подарили Эле ученики. И мы идём с цветами не из театра, а из библиотеки. Просто зашли по дороге.  Идём и разговоры разговариваем.
-А после всего после этого посмотреть бы просто "На дне".
Чтоб там всё без затей, всё понятно было, кто есть кто. Клещ там Андрей Митрич, Васька там Пепел. Или вообще устроить блогерский спектакль. Вон какую брешь пробило в нашем бессознательном, вон какие образы оттуда попёрли.
-А я там буду играть этого... Ну, сутенёр-то был.
-Барона?
-Ага.
Хотя нет, ну его нафиг этого Барона. Я буду восклицать:
-Человек - это великолепно! Человек - это звучит гордо!
А потом тем же голосом:
-Ты же знал, что мы жулики, зачем с нами в карты играть садился?
     Ну вот и закончилась моя "дилерская" работа. Захотелось ли вам посмотреть этот спектакль полностью?  Антону захотелось.
А тем временем Женя уже написала о своём восприятии этого спектакля http://novouralsk-2014.livejournal.com/1137608.html
Tags: Новоуральск, творчество, театр
Subscribe

Posts from This Journal “творчество” Tag

  • Екатеринбургские матрёшки.

    Снято год назад. Март 2022. То ли во Дворце Молодёжи, то ли в ДК Уралмаша. Стоят вот такие огромные матрёшки. Матрёшка зимняя.…

  • "Кролик Джоджо" — запрещённый фильм.

    Вспомнилась почему-то Елена Макарова, известный в позднем СССР педагог и писатель. -Мне сегодня сказал один древний грек… – говорила она детям.…

  • Без цифр, но с морем.

    Настя, сестра Али, увлеклась эпоксидной смолой. Накупила разных форм из силикона, экспериментирует. Оказывается, моделирование из эпоксидной смолы —…

  • Немного экспонатов поселкового музея.

    Чуть более недели назад мы были в доме культуры посёлка Верх-Нейвинска. Основное мероприятие, на котором мы были — это 175-летие Воскресенского…

  • Таватуй. Фестиваль

    -Не хотите в Таватуй съездить? – сказал нам Павел Анатольевич на дне рождения Тёмы. -Ещё как хотим, даже очень – отозвались мы. Нам…

  • Картина.

    Иногда можно встретить какую-нибудь вещь в самом неожиданном месте. Например, вот эта картина с охотниками висит в пункте проката инструмента.…

  • Изгнание Мурзика со школьной кухни.

    На глаза мне попалась вот эта картина. Называется "Пионерский контроль". Написана она была в 1952-м году. Автор - Алла Горская. Пионеры пришли на…

  • Надписи и таблички города Е.

    Ходили мы ходили по улицам Евпатории и поневоле замечали разные надписи и таблички. Иногда их было любопытно читать. Самые главные таблички…

  • Рисунок. Ленин на шаре.

    Нравится мне этот тагильский Ленин на шаре. Я поста три написал и про этого Ленина, и про другие памятники подобного типа. А тут встретил в…

promo guriny september 7, 2014 00:57 15
Buy for 10 tokens
Вчера, будучи в Верхнем Тагиле, мы с Алей решили прогуляться по мосту. Мост в Верхнем Тагиле- это такое общественное место, он у них вместо набережной. Мост длинный, метров пятьсот. По нему люди ходят на ГРЭС, на работу. И туда же выходят подышать воздухом, на людей посмотреть, себя показать.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments