В конце марта довелось мне побывать в Уральском железнодорожном техникуме в Екатеринбурге. Техникум был выбран в качестве площадки для проведения детского фестиваля технического творчества. Того самого, где нам популярно объясняли, что скоро мы станем киборгами. В техникуме мне понравилось. А главное, на что я обратил внимание - это железные "экспонаты", расставленные возле стен учебного заведения.
"Экспонаты" естественно железнодорожной тематики. Этим техникум отличается от УРГУПСа, перед которым никаких железок не стоит, словно этот институт не имеет никакого отношения к железной дороге. В УРГУПСе я был прошлым летом, но выложить ничего этакого не могу. А тут... Первые "железнодорожности" начинаются прямо у входа на территорию. Автоматический шлагбаум. Наверное, он должен преграждать путь на терриотрию техникума чужим автомобилям. Но что-то мне подсказывает, что агрегат этот не работает. А жаль.

Плакат: "Нам нужны рабочие с инженерными зананиями, инженеры с рабочей подготовкой". Ну, и "синкансен" в качестве иллюстрации к этому совершенно правильному тезису. Его можно узнать по круглому тёмному носу.

И вот когда у детей был обеденный перерыв, я пошёл слоняться вокруг техникума с фотоаппаратом. Первый натурный экспонат - это паровоз 9П-1827. Локомотив изряно проржавел, где-то утратил будку, но смотрится ещё ничего себе.


На борту паровоза его биография. Построен был паровозик в 1938-м году в Новочеркасске. И до 1954-го года трудился на станции Свердловск-Пассажирский, подвозя уголь и дрова к пассажирским поездам. Наверное, потом эту функцию подвоза топлива к поездам передали автотранспорту.
Нашёл соответствующую фотку, снятую в тот же день. Зил с углём и мужики в кузове. Ждут, когда проводница проснётся и откроет им дверь. Пора уголь грузить.

А паровозик перешёл работать на строительство трамвайных путей. Возил рельсы, шпалы и щебень по этим самым трамвайным путям. То есть ездил он прямо по улицам Свердловска. В 1975-м году был поставлен в тупик и в 2000-м году передан техникуму. Я тут подумал, а вдруг будку с него сняли как раз из-за того, что он ездил по трамвайным путям. Хотя она не такая и высокая, чтоб задеть за трамвайный провод.


А у другой стены здания техникума стоят вот такие тележки. Состояние этих тележек конечно ужасающее, но впечатление они производят.

Конечно с тележек было снято всё, что можно и немного больше. Поэтому определить, какому локомотиву они принадлежали трудно. Например, вот эта трёхосная тележка откуда? Впрочем, моделей электровозов на Свердловской железной дороге было не так и много. Трёхосные же тележки были только у двух - ВЛ22М и ЧС2. Так что скорее всего эта тележка от ЧС2.

Никаких табличек с названием завода-производителя нет.

Внутренности тележки. Где-то здесь в незапамятные времена стояли тяговые электродвигатели.

Молодые деревца уже подбираются к старому железу. Скоро тут всё зарастёт.

А зачем был нужен этот торчащий штырь? В какое отверстие он входил?

Следующая тележка скорее всего от моторного вагона электропоезда ЭР2. Впрочем, я могу и ошибаться.

Электродвигатели стояли и здесь. Но медь стоит дорого. Поэтому сейчас их тут нет. Кстати не подскажете почему колёса моторных вагонов электричек делают со спицами, а прицепных с дырками? То же самое относится и к колёсам электровозов и тепловозов. На электровозах колёса со спицами, на тепловозах с дырками. В чём тут смысл, я не знаю. На обеих наших тележках колёса как раз со спицами.


Здесь же лежит и третья тележка. Она от товарного вагона. "Товарная" тележка куда скромнее по размерам и её колёса куда меньше.

Одна ось валяется рядом, под колёсами более крупных тележек. Другой не видно. Мне почему-то кажется, что эти железяки достойны лучшего отношения к себе. Это ведь часть истории наших железых дорог, часть того, что ушло в прошлое безвозвратно. На Урале уже не встретишь электровозов ЧС2, а рижский электропоезд вроде остался только один. Так что это уже музейная ценность. Доживут ли эти тележки до лучших времён?

А рядом проступает из-под снега путь. Что стояло на нём? Может быть,тут были какие-нибудь экзотические локомотивы? Или вагоны? Электричка СР3? Но скорее всего этот путь был пуст. На нём студенты изучали устройство стрелочных переводов.

Ну а мне уже пора. Обеденный перерыв у детей кончился и я вернулся в здание.
Journal information