А о нас-то, уважаемые новоуральские блогеры-шмогеры, оказывается пишут. Пишут не где-нибудь, а в газете "Уральский рабочий". Или на сайте этой газеты. В общем, вот здесь. Пишут правда не совсем про нас, больше про Нейво-Рудянский музей и его директора Илью Тупикова. Но и мы там упоминаемся, правда без указания "опознавательных знаков". Но если уж речь идёт о перенесении картины Заусаева, то мы себя узнали.
Это мы на фоне "спасённого шедевра". Слева направо. Александр Гурин, Илья Тупиков, Элла Подгорнова, Евгения Степанова, Павел Исаков, Альфия Гурина. И Владимир Соломадин, который нас фотографировал.
Борис МАЙДАНИК beze56, 21 марта 2015
Его заведующий и одновременно учитель истории Илья Тупиков говорит:
— Когда четыре года назад я только начинал работать, у детей было четкое такое мнение, что Нейво-Рудянка — богом забытое место. Мы посетили все интересные места вокруг поселка, о которых сегодня рассказывается в музейных экспозициях. Кстати, ребята многие из них сами и делали, при случае могут провести экскурсию. И теперь утверждения, что наш поселок — «дыра», они воспринимают как оскорбление.
В начальной школе Илья бредил динозаврами. Потом подрос, повзрослел, это увлечение прошло, а вот любовь к прошлому осталась. Начал дома обращать внимание на старинные вещи. Провел ревизию чердака — и первый, пока домашний музей был создан.
В 8-м классе он и еще двое таких же любителей истории пришли к директору и предложили создать школьный музей: «Краеведческий. У нас и экспонаты есть».
Никто тогда в эту затею не верил. Тем не менее дали свободную комнату. Ребята заполнили ее экспонатами, что-то добавили учителя, и 6 февраля 2004 года музей начал работу. А уже через два года он занял второе место на областном конкурсе школьных музеев.
Заведующим музеем тогда назначили учителя истории Елену Балакину, а лучшим добытчиком экспонатов был Тупиков.
Сейчас же экспонаты поступают если не каждый день, то каждую неделю. То посетители что-то подарят, то местные жители, «генераля» чулан, притащат сюда старый хлам. Впрочем, это для них хлам, а для Ильи — ценнейшие экспонаты.
Процентов на десять музей пополняют помойки. Есть люди, что за спасибо в музей ничего отдать не хотят, зато на помойку выкинут не раздумывая. Последние «приобретения» с этого «склада» — зеркало начала ХХ века в деревянной оправе, деревянная кадка и железный рычаговый безмен. Многие вещи приходится реставрировать. Часы с гирями были найдены в полуразрушенном состоянии, а сейчас, отремонтированные, украшают одну из стен музея.
В нескольких кварталах от школы стоит бывший поселковый Дворец культуры, построенный в стиле сталинского ампира. На его ремонт у местной администрации денег не нашлось, поэтому 10 лет назад его просто бросили, переехав в освободившееся здание старой школы. Время от времени сквозь проломы в ДК проникают урбантриповцы. Вот и недавно его посетила очередная пара любопытных. Ни на что особое они не рассчитывали, просто хотели посмотреть, поностальгировать, благо и родня тут жила, и у самих дача есть, снимков интересных нащелкать. И вдруг в одной из комнат ребята обнаружили огромную, три на полтора метра, картину — вид с горы Паленой на лесохимический комбинат.
Как им удалось вытащить эту картину из здания и дотащить до дома — об этом можно писать отдельно. Когда же на следующий день они внимательно картину рассмотрели, оказалось, что ее автор Алексей Заусаев — известный в советские времена свердловский художник, создавший эту вещь по заказу руководства завода. Мелькнула было мысль оставить раритет у себя, но картину передали музею. Илья хочет повесить ее в классе — в помещении музея остался свободным только потолок.
Проводит Илья и мастер-классы. На его уроках делают костяные иглы, почти такие же, как в каменном веке. С материалом проблем нет. Тупиковы держат дома скотину. От каждого бычка остается 12 трубчатых костей. Древние люди распиливали кости каменными пилами, а потом обрабатывали на шлифовальной плите с песком и водой. В современных условиях Илья распиливает кости на станке, а плиту детям заменяет наждачная бумага. Однако иглы, несмотря на эти замены, получаются настоящие.
Когда он все успевает — не понять, житель-то поселковый, корни крестьянские. У семьи Тупиковых
Создать хороший музей не так просто, как кажется, по крайней мере этот — единственный сертифицированный в Кировградском округе, то есть имеющий свидетельство о присвоении статуса школьного музея и соответствующий паспорт. Самое главное, что это дает, — музей просто так нельзя закрыть.
Хорошо, что нынешний директор школы, сам историк, понимает его важность. А придет новый и решит, что музей не нужен, а нужна свободная комната. Сколько таким образом музеев погибло…
И что самое интересное — ни один экспонат музею не принадлежит. Все оформлены как принадлежащие частным коллекционерам и принятые на временное хранение. В противном случае вышестоящие музеи могли бы самые лакомые экспонаты забрать в свои фонды.
Илье предлагали сделать его музей муниципальным, даже здание подходящее нашли, но он отказался. Муниципальные музеи бедствуют, многие на грани закрытия.
Школьный музей в Нейво-Рудянке не пустует. По словам Ильи, его посещает в год около 3000 человек, причем не только из области, но и со всей России. А в прошлом году приехал целый автобус немцев.
Journal information