Как-то тут читал статью о том, что шутки насчёт Обамы и банана - это есть советский расизм. Не русский, не российский, а именно советский. Сначала я посмеялся немного. Разве мог расизм присутствовать в государстве интернационалистов?
А потом подумал. Советский народ - это ведь новая общность людей, как нам объясняли. Его вполне можно было назвать особенной расой. Люди могли иметь самые разные национальности, но принадлежать к советской "расе". А те, кто к ней не принадлежал, были "расово чуждыми". Разные там капиталисты и их пособники. И совершенно неважно, к какой национальности они принадлежали.
У советских людей культурный уровень был повыше, чем сейчас, поэтому "расизм" вульгарных форм не принимал. Вот советская карикатура на маршала Тито 50-х годов. Тут чётко видно, кто принадлежит к нашей "расе", а кто нет. Американский военный и сам маршал- это люди расово чуждые, а вот югославский народ (он на первом плане) - это свои. Частенько среди "чужих" изображали и африканцев. Каких-нибудь опять же проамериканских генералов и диктаторов.

А сейчас всё смешалось. И понятия "расовые" размылись, контролировать некому стало. Кстати если бы Обама был президентом США во времена, когда ещё существовал СССР, на него тоже рисовали бы карикатуры. И довольно злые. У него лицо характерное, на него легко карикатуры рисовать. Правда до бананов конечно не дошло бы дело, "большой стиль" не позволял до такого опускаться.
Само понятие "новой общности людей" частично было перенесено из СССР в современную Россию. Но лишь частично. Например, где-то я слышал, узбеки на русских обиделись. Они говорят, что вот, мы же в войну столько приняли эвакуированных из разорённых областей. Столько детей-сирот накормили, пристроили, обогрели. И русских детей, и украинских, и еврейских. А русские нас сейчас выставляют в своих фильмах этакими смешными идиотиками вроде Равшана и Джамшуда.
А всё потому, что те узбеки, которые были в военное время, они были с нами "одной крови". Принадлежали к одной общности, к одной "расе". В девяностые эта связь была разорвана, и они стали тоже "расово чуждыми". Хотя Равшан и Джамшуд никакие не капиталисты, а самые что ни на есть пролетарии.