guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

Ещё старые игрушки.



      Я уже писал, и неоднократно, что многие предметы из детства возвращаются потихоньку и окольными путями в мою жизнь. Так случилось и с игрушечной железной дорогой. Железная дорога была одной из игрушек, которые родители мне дарили в детстве.
      Наверное, под влиянием тех давних детских впечатлений от игрушечной дороги я и стал вырезать разные деревянные фигурки на железнодорожную тему.





     Купили мне её, когда я был в возрасте вот этого мальчика с фотографии. Лет пять мне было. И дорога у меня была такая же. Производства ГДР. В той же пенопластовой коробке и с той же надписью "Piko Junior". Я не помню, был ли я безумно рад, когда эту дорогу мне купили. Зато хорошо помню первое разочарование, с ней связанное.



     Я в пятилетнем возрасте был "прогрессивным" ребёнком. И чётко знал, что всё новое гораздо лучше старого. Это относилось прежде всего к технике. Например, если автобус приезжал новый, то я залезал в него очень и очень охотно, а вот если старый, тогда я начинал капризничать и упрямиться. И в старый автобус входить не хотел. И родителям приходилось прикладывать некоторые усилия, чтоб меня туда затащить. "Старым" автобусом для меня пятилетнего был вот такой Зил-158. Подобные ещё ходили  в моём детстве по улицам Свердловска-44. Автобус был обычно облупленный, дребезжащий и почему-то всегда холодный.



      "Новым" же для меня считался автобус львовский. Фото такого автобуса есть вот здесь. Как видите, это разделение на "старое" и "новое" было чисто условным, потому что оба автобуса принадлежали к примерно одной эпохе. И, войдя в атобус, я с порога спрашивал:
-А где я буду сидеть?
После чего кто-нибудь из пассажиров обязательно уступал мне место. Ездить стоя я не любил до слёз. Впрочем, через какое-то время родители сумели мне объяснить, что требовать для себя места некрасиво.
      С игрушечной железной дорогой произошла та же история. Посмотрите, на коробке нарисован электровоз. Я знал, что он новее, а следовательно лучше паровоза. А вот когда коробку открыли, то там оказался паровозик. Конечно я был обманут в самых лучших своих чувствах. На коробке одно, внутри другое.



   Вот и в моей железной дороге были рельсы, стрелка, паровозик и два вагона. Даже трансформатора не было, дорога работала от квадратных батареек. Время от времени я раскладывал эту дорогу на полу и смотрел, как паровозик бегает по кругу. Сказать по правде, это мне скоро надоело. Да и батарейки далеко не всегда были в продаже в наших магазинах.
    А потом в крошечном механизме дороги что-то сломалось. И куда мы её дели - выкинули или отдали кому-то - я уже не помню. Говорят, что подобные штучки нужно покупать детям уже более сознательного возраста. К тому же предполагалось, что подобная дорога - это лишь начало, первый этап. Настоящие коллекционеры от этого только отталкивались. А потом начинали приобретать всё новые и новые штучки. Локомотивы, вагоны, рельсы, станционные здания, дома, деревья, дороги, машинки. Можно было создать целый "мир". Правда в двухкомнатной советской квартире этому "миру" было бы тесно.
       Отдали мы дорогу и забыли. Вспомнил я о ней лишь недавно, когда мне подарили паровозик и вагон. Точь-в точь такие же, как в детстве.



    Я помню как в детстве всё пытался разглядеть сквозь окна вагончика, какой же в нём интерьер. Какой он, этот вагончик, купейный, плацкартный или сидячий. Естественно, никакого интерьера там нет, есть только серые стойки, идущие от пола к крыше. Но я всё заглядывал и заглядывал в крошечные окна. А вдруг?



    Нутро паровозика. Красные колёса, шестерёнки и какие-то непонятные железочки, снующие туда-сюда, когда паровозик едет. Сегодня хотел даже разобрать его. Но побоялся. Он ведь не на винтах, а на каких-то пластмассовых защёлках. Сломаю ещё.



      Лишившись железной дороги, я только через какое-то время осознал горечь утраты. Повзрослел, наверное. Мне захотелось ещё одну дорогу. Но таких, с паровозиками, в нашем городе больше не продавали. У нас в продаже были лишь куда более дорогие железные дороги. Вот такие.



     К сожалению подобные игрушки были нам уже не по карману. Я ходил, смотрел на эти чудеса, разложенные на витрине, и только вздыхал. Особенно мне нравился большой тёмно-красный тепловоз. Это ведь уже не какой-то там архаичный паровозик. Это вполне современный, красивый, а главное, "импортный", "заграничный" локомотив. У меня тогда начался новый период. Я начал любить всё заграничное.
    И не знал я тогда, что хоть сама игрушечная дорога и немецкая, но прототип локомотива вполне наш, советский. Назывался он ТЭ109 и выпускался Ворошиловградским (Луганским) заводом. В СССР подобных тепловозов было очень мало, они практически все шли на экспорт. Хотя были  они и у нас на Урале, в Красноуральске и Серове. Но в то время я ни в Серов, ни в Красноуральск не ездил. Вернее не возили меня туда родители. Не к кому было .

Тепловоз ТЭ109 в Серове, начало 90-х.


     Подобный игрушечный тепловоз попал в мои руки лишь недавно, да и  то не весь. Принёс мне его конечно же знакомый бомж Александр, точно также, как и первый паровозик, как и многие старые металлические советские игрушки.



Между тележками должен быть топливный бак, но он за долгие годы был потерян.




     Кстати в сравнении с моим первым паровозиком он выглядит просто огромным, длинным и мощным. А ещё у него светились фары. Игрушечный тепловоз со светящимися фарами. В то время это была вершина технического совершенства. Тогда ещё не было на игрушечных железных дорогах ни гудков, ни звука двигателя, ни паровозных дымогенераторов. Всё это появилось на железнодорожных макетах гораздо позже. 



     А ещё есть у меня один знакомый. Он один из немногих в Новоуральске, у кого есть игрушечная железная дорога, но уже современная. Со светом, гудком и звуком тепловозных двигателей. Я вообще не слышал, чтобы подобные вещи у кого-то ещё в нашем городе были. Сейчас коллекционеры уже не покупают паровозики в магазинах, а выписывают их через Интернет. Чаще всего это авторские модели. И стоят эти модели сейчас каких-то невероятных денег. У него в коллекции два тепловоза - один американский, а другой наш ТЭМ2 и штук шесть вагонов.
      Однажды он даже приносил свои сокровища в СЮТ. Разложил на полу в нашем кабинете свои рельсы-шпалы. А мы с детьми восторженно наблюдали, как  бегает по кругу голубой тепловоз с вагонами. Только вот у меня тогда фотоаппарата с собой не было. Возможно, как-нибудь встречу его и уговорю устроить фотосессию.   
    Так вот потихонечку и пополняется мой личный "музей" всяких штучек. Кто знает, чем пополнится моя коллекция завтра.

Tags: Свердловск-44, железная дорога, история, штучки
Subscribe

Posts from This Journal “штучки” Tag

  • Ложка из прошлого.

    Сегодня мне пришло письмо от Ильи Тупикова, директора и создателя школьного музея в Нейво-Рудянке. Илья со своими учениками вёл раскопки на том…

  • Как в янтаре, но похуже.

    В восьмидесятых годах в каком-то из журнале вроде "Моделиста-конструктора" мне на глаза попалась статья "Как в янтаре". Там предлагалось заливать…

  • Неклассические пионеры.

    В нашем СЮТе можно найти довольно неожиданные вещи. Например, вот. Инструкция к радиоприёмнику "Юность-105". Напечатана она была в 1986-м году или…

  • Игрушечная железная дорога "Пионерская".

    Встретил в "фейсбуке" Анны Ларионовой вот такую фотку. Сделана она была летом , во время поездки наших новоуральских краеведов в город Лесной. Это…

  • Ещё одна находка.

    Сегодня Аля нашла одну интересную штучку. Она ездила на огород полоть грядки с клубникой. И вдруг... Это была пуговица с рельефным изображением.…

  • Штучки с выставки.

    Вчера были в Екатеринбурге в Театре Эстрады опять же на мастер-классе и выставке-ярмарке народных промыслов, приуроченной к мундиалю. Иностранцев…

  • Ещё один привет из детства.

    Вчера мой коллега Анатолий Николаевич Шершунов принёс мне две старинные инструкции по сборке пластиковых моделей самолётов. И набор декалей к ним.…

  • Железная собака и Бигфут.

    -Ты ещё не видел железную собаку?- спросили у меня однажды на работе. -Нет- искренне ответил я. -Да ты что! Это ж та самая собака, для которой…

  • Куплю рога и радиодетали.

    Кому и зачем понадобилось покупать сраз у и рога, и радиодетали? Впрочем, если автор объявления собрался построить аппарат для трансляции неких…

promo guriny june 5, 2014 01:25 10
Buy for 10 tokens
На днях мы ездили в нижний Тагил в музей "Демидовская дача". Ездили мы с Семейным клубом "Кедр". Это мы на балконе той самой дачи. На заре туманной юности я конечно же бывал здесь. Пропустить такое место, как дача самих Демидовых я не мог. От тех времён остались воспоминания. Запущенный,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments