Это будет как бы продолжение поста о крестном ходе на Царские дни. Когда я этот пост написал, Эля спросила меня о личных впечатлениях, личных переживаниях, связанных с этим крестным ходом. Я и сам понял, что писал о нём очень сухо и описательно. Вот шли, дошли, устали. Личного там немного. Почему? Ну, как обычно пишут о такого рода мероприятиях.
"Ах, какая несказанная духовная радость осеняет нас в эту минуту..." Или: "Безбожные большевики дерзнули поднять руку на самое святое..." К сожалению писать подобные вещи у меня не получается. Попробую объяснить своими словами.
Что такое Крестный ход? Это в общем-то огромная коллективная, народная молитва. Или как в наше время говорят - соборная. Десятки тысяч людей идут и молятся. А о чём они молятся? Слова молитвенные очень просты.
"Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас". Именно это поют участники крестного хода на всём протяжении своего пути.
Господи, помилуй, прости, защити. Сделай так, чтобы мы не... А что не? Не потеряли облик человеческий. Это прежде всего.
Царская семья, убитая большевиками - это для меня символ всех жертв гражданской войны.
Если любая война - это "самая зверская глупость", как сказал Леонардо да Винчи, то война гражданская - это зверская глупость в квадрате. Братоубийственные войны всегда более жестоки, чем войны с каким-то пришлым врагом.
Террор во время Гражданской войны в России был обоюдным. Раньше мы всё расписывали жестокость белых в этой войне, сейчас частенько расписываем жестокость красных. Но суть от этого не меняется. Люди тогда массово сделали роковой шаг, отделяющий человека от кровожадного чудовища. Те, кто сжёг 39 красноармейцев в наших краях по моральным своим качествам нисколько не отличались от тех, кто топил белых офицеров, предварительно связав им руки проволокой.
Произошёл этот переход можно сказать незаметно. Ещё недавно были обыкновенные люди, а вдруг... Вот чтобы люди русские вторично эту черту не переступили, мы и ходим на крестные ходы, об этом и просим у Бога.
Почему я Бажова тут вспомнил? Потому что он чуть тоже не стал жертвой Гражданской войны.
Я тут читаю о нём и его творчестве. И прочитал вот что. Белогвардейцы схватили Бажова в Перми и посадили в тюрьму. Оттуда он бежал, пользуясь неразберихой и обманув охрану. И ещё, вид у него был вполне благообразный, он ведь до войны был преподавателем духовного училища. Колчаковцы просто не поверили, что этот солидный бородатый человек - редактор красноармейской газеты.
Где-то я читал, что в то же время и там же, в Перми белые казнили пленных красноармейцев, обливая их на морозе водой. Трупы замёрзших врагов ставили в какие-то неприличные позы и оставляли по обочинам дорог в назидание народу. Бажову посчастливилось избежать такой судьбы.
А если б и его тоже казнили? Тогда не было бы у нас ни Хозяйки Медной горы, ни деда Коковани, ни кошки Мурёнки. Вы можете представить наш уральский мир без Мурёнки? Я - нет. Кстати при царе, если бы он остался жив, и Гражданской войны не было бы, Бажов ещё смог бы додуматься до Мурёнки, а вот при Колчаке уже нет. Это я к тому, что гражданская война вполне может разрушить целый пласт человеческой культуры. Да, наверное, и разрушила. Мы ведь не знаем, сколько талантов и даже гениев погибло в этой мясорубке.
А как происходит переход роковой черты, разделяющей человеческое и бесчеловечное видно вот на таком примере. Пример известнейший. 2 мая 2014-го года, Одесса. Девушки разливают коктейль Молотова, чтобы потом кто-то швырнул его в окна Дома Профсоюзов, где засели враги. Последствия этого мы помним - 42 человека сгорели.
Многих из этих девушек уже нет в живых. Их вычислили и убили, мстя за сгоревших товарищей. Вот это и есть обоюдная ненависть, это и есть гражданская война. И дело не в том, кто тут прав или виноват, дело в том, что черту уже перешли.
Именно для этого мы идём длинные километры крестных ходов, для этого и молимся. Чтоб Господь не дал и нам эту черту перейти.
Journal information