Городской архив Новоуральска опять порадовал выставкой. На этот раз выставка посвящена городской системе образования. Один раз выставка, проводимая архивом, уже попадала на страницы моего блога. В конце этого поста я дам ссылки на то, что было мною написано по мотивам той, первой выставки.
Чем интересны выставки в архиве? Тем, что там выставлены документы. Те документы, которые определяли жизнь наших предков. В этих документах люди прошлого говорят сами о себе и своими словами. Чаще всего это конечно слова "канцелярского языка", что не делает эти слова менее ценными.
Вместе с архивными документами на выставке представлены и предметы, которыми пользовались педагоги и учащиеся прошлых лет. Предметы эти хранятся в семьях педагогов-ветеранов. Значительная часть экспонатов выставки была предоставлена Юрием Георгиевичем Коровиным.
Я посетил эту выставку вместе с новоуральскими краеведами, точно также, как зимой мы посещали Музей УВД. Сотрудница архива с красной папкой в руке была нашим экскурсоводом.


Как известно, атомный проект поселился на уральской земле в конце сороковых. Поселился всерьёз и надолго. Комбинат и город строили одновременно и всё строили в комплексе. Строили цеха, жильё и школы. Одно без другого просто не существовало.
Первые городские школы имели номера 120 и 121. Это были мужская и женская школы (тогда ещё образование не было совместным). Привычные нам номера школ с 41-й (а потом с 40-й) по 61-ую появились позже. Кстати почему ж я не спросил о происхождении этих странных номеров. Обычно в городах школы нумеровали начиная с цифры 1.
Самым первым руководителем самой первой школы стал Дмитрий Иванович Лутошкин. Вроде бы он же был директором как мужской, так иженской школ. Потом его же назначили школьным инспектором.

Я где-то писал, что две первых городских школы были построены по одному проекту и располагались в двух зданиях по концам довольно длинного переулка. Из окон мужской школы видна была женская, из окон женской - мужская.

На одном фронтоне дата 1947-й год, на другом 1949-й.

Управлялись школы в то время, как, наверное, и вся непроизводственная сфера города, специальным органом, который назывался АРО, Административно-распределительный отдел. Подчинялся он естественно руководству комбината, как и всё в нашем городе. Правда в документах строительство атомного завода было названо Уральской базой технического снабжения. Это чтоб ребята из Лэнгли чего не подумали. Снабжение и снабжение и никаких атомных штучек.
Перьевые ручки.

А это зарплаты сотрудников школьной инспекции. Самого Лутошкина и четырёх его подчинённых. 1800 рублей, 1600, 1480. Интересно, много или мало это было для сталинского времени. Сейчас поглядим. Средняя по всему советскому народному хозяйству была 646 р. Так что даже машинистка получала гораздо больше -800.
Кстати. В городе тогда уже было десять школ. Вернее в городе и посёлке Верх-Нейвинском. И со всем этим хозяйством школьная инспекция справлялась впятером. В жутко сложное послевоенное время.

Мест в школах не хватало, приходилось учиться в три смены. На атомную стройку приезжали всё новые работники, многие с детьми. И всех детей нужно было пристроить в школу. Приходилось учить и недоучившихся в своё время молодых рабочих. Время было трудное, и у многих уже взрослых рабочих было только начальное образование. Школу рабочей молодёжи создали в городе сразу же.

Как-то к Лутошкину пришёл один мальчик с просьбой устроить его в школу.
-Мест в обычных школах у меня нет, отправлю тебя в ШРМ.
И некоторое время этот мальчик учился вместе с великовозрастной рабочей молодёжью.
Учащихся в школах города было тогда 3167 человек, плюс 567 в ШРМ.

Первые педагоги города.


Молодые педагоги, приезжавшие в город, поначалу даже не знали, куда их посылают. Зашлют бывших студентов из Ленинграда в каую-то тайгу. Но приехав на место, педагоги сразу видели красивые школьные здания с огромными окнами, спортплощадками и приусадебными участками. И часто они видели, что таких школ не было и в больших городах.
Бюст Ленина и пишущая машинка.

И лента к ней.

В то время школьные классы даже в столицах нередко были в приспособленных первых этажах жилых домов. В общем, хорошие условия для преподавания были созданы уже в то время. Теплицы при наших школах были ещё в 70-е и 80-е годы. И лишь потом их все разломали. Вероятно посчитали, что выращивать овощи самим - это неактуально.
Похвальный лист за сданный металлолом 1957 год. Пятый класс сдал его больше двух тонн. Где они столько взяли?

К 55-му году при школах появились гаражи и были созданы общежития для иногородних учащихся. В то время связь между школами и производством была прямая. Можно было попросить у руководства комбината верстаки или станки. И отказа ни в чём не было. Сейчас о таком можно лишь мечтать.

Постепенно на основе той самой инспекции из пяти человек был создан целый отдел народного образования, ГорОНО. Руководить им стал всё тот же Д.И.Лутошкин.
А ещё в этом документе есть любопытные строки об избирательной кампании в СССР(заседание проходило срау после выборов). "Поэтому наши депутаты - подлинные избранники народа... Наш народ единодушно отдал свои голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартийных.." Кстати явка на те, советские выборы была 98,99% (девяносто восемь и девяносто девять сотых процента). Сейчас такого нет даже в Чечне.

В сталинское время в школах была полувоенная форма для мальчиков.

А для девочек те самые коричневые платья с двумя фартуками. Чёрный фартук будничный и белый - праздничный. Кстати наша школа - 41-я от этих нарядов была поначалу избавлена. Наши девочки ходили в каких-то синих костюмчиках. И лишь классу к девятому их обрядили вот так.

Говорят, что Сталин потихонечку внедрял в советский быт разные приметы царской России. Например, ту же школьную форму, практически такую же, как при царе.
Дореволюционные гимназисты.

Советские школьники.

А мы в своё время носили уже синие кургузые пиджачки с матерчатыми погончиками нашивкой на рукаве и алюминиевыми пуговицами. Хотел вставить сюда фотку себя самого школьных времён в том самом костюмчике. Но не сумел. Фотка всё время почему-то переворачивалась набок.
А вот чем наших школьников кормили в 1956-м году. Пиццы конечно не давали, но всё было свежее и вкусное. И сами школьники в то время ещё нос не воротили от столовской еды.

Так выглядели тетради первоклассников в то далёкое время. В наше время (когда я был первоклассником) к ним добавились рабочие прописи. Где на одной странице был образец и тут же ты должен был написать так же. Мне в то время казалось, что я пишу так же красиво, как на образце. На самом же деле...
Отец мне говорил:
-В наше время предмет так и назывался "Чистописание".
И точно, чистописание. Напишешь слегка "нечисто" - оценку сбавят.

У детей, натренированных на чистописании, и почерк был красивый и разборчивый. Только вот как точно пишется фамилия Миклухо-Маклай девочка с доски не списала, стала записывать с голоса. Обратите внимание. Дневник не специально напечатанный, а просто та же тетрадка с расчерченными страницами. Вероятно печатные дневники тогда были редкостью.

Чернильница-непроливайка. Недавно кстати на огороде нашёл обломок такой штучки. Не верю я что-то, что из неё ничего не выливалось. Чернила и чернильницы были сущим проклятием для советского школьника. Несешь ты в школу эту бутылочку с чернилами в портфеле. А вдруг крышку неплотно завинтил. Тут всем твоим учебникам и конец.

А поршневые ручки для чернил. Это когда в ручку вделан небольшой винт и поршень. Крутишь этот винт, а поршень втягивает чернила в специальную полость. Так ручка заправлялась чернилами. Попишешь немного - и надо крутить поршень в обратную сторону, чтоб выдавить часть чернил на кончик пера. Лишку выдавишь - поставишь кляксу. Требовало это всё аккуратности неимоверной. А были ещё и пипеточные ручки кроме поршневых. Эти были ещё хуже. Внутри ручки вместо поршня была резиновая пипетка. С ними вообще не угадаешь, как и сколько чернил набрать, чтобы писать нормально. Нам разрешили писать шариковыми ручками только классу к пятому или шестому.
Ладно. Как говорила моя первая учительница Дина Дмитриевна Чикалова.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Продолжу завтра. Мои прежние посты про выставку в архиве можно почитать здесь.
Наш бывший мэр, его фотографии и награды.
Визит Е.П. Славского в город "Н".
Система пожизненного найма.
Памятник Ленину. Документ, разрушивший сразу две легенды.
Визит Николая Рыжкова в Новоуральск.
Фотоподборка из прошлого. Часть Вторая.
Фотоподборка из прошлого. Часть Первая.
Хитрый автобус.
Выставка в городском архиве.
Journal information