Продолжаем нашу экскурсию по музею "Морские мили новоуральцев", начатую здесь.. Для начала опять-таки фото с океана. Прибой. Скалы. Белая пена. Всё как полагается. И вспоминаются слова писателя Бориса Шергина, сказанные им об отце.
Отец мой, морям проходец, берегам бывалец.
Ленивой и спокойной жизни не искал.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Начну с экспоната, которого вроде тут и быть-то не должно. Поскольку ничего в нём нет морского. Вот он. Саквояж Брониславы Самуиловны Лившиц. Но за этим портфельчиком видна история, немаловажная для города Новоуральска.

Раньше наш Новоуральск собственно и городом-то не был. При Сталине. Он был чем-то вроде аракчеевских военных поселений. Очень было похоже. Во главе стоял директор комбината - генерал, а его подчинённые были сродни офицерам и солдатам, хотя и не носили форму. Все подчинялись приказам и были серьёзно ограничены в правах. Хотя очень многие были настоящими военными. И военных было значительно больше, чем сейчас. Приведу один пример. Даже стрелочниками на внутренней городской железной дороге в то время служили солдаты.
Было жёсткое единоначалие, как в большой воинской части. Генерал-директор ведал абсолютно всем, и даже назначал своим приказом директоров городских школ. Денег в нашем "военном округе" тогда особо не считали. Сколько нужно для атомного проекта -столько и выписывали.
Но времена потихоньку менялись. Поселение разрослось, атомный проект набрал обороты. Стали считать деньги. И однажды сверху пришёл приказ составить годовой бюджет. Приказ пришёл, а специалистов для этого не было. Не нашлось финансистов в нашем военном поселении.
Нашли одну Брониславу Лившиц. Не помню кем она тогда работала. Но в финансах Бронислава Самуиловна что-то смыслила. Ей и поручили составить бюджет города. Она его составила и повезла в Москву "защищать". Повезла в этом самом саквояжике. Было это в 1954 году. Значит именно этот саквояжик стал символом того, что Новоуральск стал настоящим городом.
Тут мне почему-то Ирбит вспомнился. Ирбит Екатерина Вторая сделала городом за то, что его жители не поддержали Пугачёва. Символом города Ирбита и стал памятник Екатерине. А символ города Новоуральска - вот этот саквояжик. Так получается.
Ну ладно, перейдём непосредственно к морским делам. Центральный стенд музея. Здесь отец-основатель Российского флота - Пётр Первый. Однажды государь сказал, а бояре приговорили:
- Морским кораблям в России быть!
С тех пор и идёт история российского военно-морского флота. Он же, основал и российскую морскую пехоту, сказав:
-Морским солдатам на кораблях быть!
Морская пехота Тихоокеанского флота. Город Фокино, Приморский край.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
И у истоков подводного флота в России тоже стоял Пётр. Именно при нём проводились эксперименты по созданию "потаённого судна". А вот таким было само судно. Бочка, размером с комнату.

Портрет адмирала - святого Фёдора Ушакова и небольшая икона Николая Чудотворца, покровителя всех плавающих-путешествующих. Здесь же бутафорское оружие, явно "мэйд ин Чайна". Но другого не нашлось.


Кстати, как получилось, что в нашем сухопутном городе столько бывших моряков. Рассказывают об этом так. Вышедшим в отставку морякам полагались квартиры. Но в столицах и больших городах готовых квартир для военных не было. Чуть ли не единственным местом, где эти квартиры были, оказался Новоуральск.
Вот и потянулись сюда моряки, у которых не было своего жилья. Многие из них раньше жили в небольших закрытых городах вроде Полярного. Они просто переехали из одного ЗАТО в другое. Точно так же Новоуральск приютил многих военных после реформирования внутренних войск. Факт из биографии города, которым можно гордиться.
Моряки Новоуральска организовали свою кают-компанию. Они же стали дарить принявшему их городу памятные им вещи и фотографии, связанные со своей службой. Стали жертвовать музею свои мундиры. Так началась экспозиция нашего морского музея.

Про мундиры Тамара Михайловна говорила так:
- Многие офицеры, уйдя со службы, начинали полнеть. Старая форма становилась им узковата, и они отдавали её музею.
Иногда моряки дарили очень важные, значимые для себя вещи. Посмотрите на этот флаг. Это военно-морской флаг СССР. Такие флаги торжественно поднимали над палубой советских кораблей поутру и спускали ночью. Он весь грязный, серый и обтрёпанный. Флаг корабля жил недолго. Стоит хорошая погода -дольше сохранится. А если постоянные штормы, то флаг быстро приходит в негодность. Пропитается солёными брызгами, закоптится дымом от дизелей.
Потрёпанный флаг моряки никогда не выбрасывают. Они дарят его какому-нибудь заслуженному офицеру, когда тот уходит со службы. Как дорогую реликвию и память о службе, о родном корабле. Этот флаг, хранившийся в семье, подарил музею офицер в отставке.

А вон тот длинный флажок с раздвоенным красным кончиком на флоте называли "длинный рубль". Его поднимали на корабле перед походом. А почему "рубль"? Потому что во время морского похода "денежное довольствие" было побольше. Это у штатских зарплата, а у военных "довольствие".
Суровая красота моря, скал, берегов, грозное железо кораблей всегда вдохновляли людей. Многие из моряков брались за кисть, чтобы запечатлеть всё это на холсте. Три картины моряков-художников представлены в нашем музее. К сожалению не могу разглядеть подписи авторов. Не знала их фамилий и Тамара Михайловна.

Здесь же и часы с тральщика "Машинист". Много "трофеев" принёс в музей старшина Бойков с борта своего кораблика. Кроме часов и рынды в музее есть и ходовые огни с него же. И правильно сделал. Иначе всё это было бы выброшено на свалку.

Ещё не так давно у Свердловской области на Северном флоте было три "именных" корабля. "Екатеринбург", "Верхотурье" и "Новоуральск". Первые два - это подводные лодки, а "Новоуральск" - минный тральщик.

Минный тральщик "Новоуральск" назывался раньше "Моторист". Наверное, это тоже флотская традиция называть тральщики по именам военно-морских профессий. "Артиллерист", "Торпедист", "Минёр", "Машинист".
"Наш" кораблик относился к типу 266М и выглядел вот так.

Только вот лет шесть назад он был списан. Об этом говорится здесь. Жаль. Почему ж не нашлось нового корабля, только что спущенного на воду, которому можно было бы передать дорогое для нас имя?
Объяснение всему этому у меня только одно. Сотрудничество с флотом было личной инициативой бывшего губернатора Э.Э. Росселя. Губернатор сменился и об этом сотрудничестве просто забыли. Вернее, оно идёт и дальше, но только силами энтузиастов.
А вот это морской рундучок. Деревянный чемодан или сундук, где лежат личные вещи моряка.

Чемоданчик принадлежал Валентине Степановне Зацепиной. До передачи в музей она держала здесь ёлочные игрушки. Валентина Степановна - ветеран войны. Служила на Черноморском флоте радисткой сторожевого катера. Здесь же две её фотографии. Военных времён и нынешняя.

На дне сундучка надпись:" Чемодан сей в1945-м году, октябрь м-ц, сработан Фёдором Савиновым. Вале". Кто он, Фёдор Савинов? Мне представляется, что это старший коллега Валентины, моряк с того же корабля. И подарил он его Валентине в знак уважения и признательности своему боевому товарищу. Ведь от радиста на корабле во время войны зависело многое. Часто жизнь всей команды.
О войне в нашем музее говорят ржавые гильзы, осколки снарядов, найденные поисковыми отрядами на берегах, где шли бои.

Ржавый штык, мина. И коробка от рыбных консервов норвежского производства. Коробка со времён войны сохранилась прекрасно. Кто их ел, эти консервы? Немцы?

И фронтовые письма -треугольнички. Посланные с фронта в Кировскую область, в Свечинский район, в деревню Паршакову. О чём писали с фронта? Наверняка только о хорошем:
- Здоров. Бьём фашистов в хвост и в гриву. И вы не болейте.
А страшное оставалось внутри себя. И снилось потом снова и снова. Десятками лет.

А ещё в музее много моделей кораблей. Старинных и современных. Подводные лодки и гоночные модели, построенные для соревнований.

Ну вот, попытался рассказать о музее. Что смог. Конечно, обо всём не расскажешь. Любой настоящий музей огромен. В нём отражены тысячи людей и десятки тысяч событий. Если что-то важное осталось за кадром - извините. Может быть, расскажу в следующий раз.
Добавлю ещё, что в музее есть старинный патефон и двести пластинок. Больше всего там песен про море и моряков. Мы слушали Утёсова "Родные берега".

А теперь две картинки "со значением". Вот это консервированная вода. Простая вода для питья. Среди солёного моря нет большей ценности, чем пресная вода. Консервы с водой входят в запас продуктов, хранящихся на шлюпках и спасательных плотах. Вот так выглядит для моряка самая важная вещь в мире. Простая вода.

И вторая "картинка со значением". Старый плакат "Народ и армия непобедимы". Только народная армия будет непобедимой. Та армия, которая чувствует своё глубочайшее родство с народом. Российская и Советская армия всегда были народными. И поэтому побеждали.

Ну вот и всё. Экскурсия окончена.

Journal information