Продолжаю. Начало здесь.
Посетив "зиловскую" экспозицию в музее, я вдруг вспомнил эти стенды. В детстве я стоял перед ними, читал эти надписи. И вот теперь читаю их снова. "Наступление на тайгу". Звучит красиво, но сегодня я воспринимаю эти слова недоверчиво. УЗАЗ строили не в тайге, а на базе покинутого атомщиками гигантского цеха, где раньше стояли машины по обогащению урана. Впрочем, я об этом уже писал.
Кстати и фото с "наступлением" было сделано явно не в 1968-м году, а позже, в семидесятые, когда строили вторую очередь завода(так называемое 401-е здание). Её строили действительно в лесу. Хотя и лес-то был жиденький, болотный.

А это вид будущего завода сверху. Скорее всего это первый лист из целой кипы листов архитектурных чертежей. Первая очередь завода была длинным мрачным цехом без окон, тесно забитым оборудованием. Этот вид совершенно не подходил современному, растущему предприятию. Он просто не имел своего "архитектурного лица".
Поэтому в середине семидесятых решили построить вторую очередь завода, по существу новый завод. Это должен быть "дворец труда", полностью воплощавший в себе социалистическую идею "на работу как на праздник". С обширной предзаводской площадью, парадным вестибюлем, высоким 12-этажным заводоуправлением и декоративным бетонным рельефом на стене.
Это было первое 12-этажное здание Свердловска-44, по существу самое высокое в городе на то время. Новому предприятию дали и новое название. Вместо Уральского завода автозапчастей (УЗАЗ) завод стал называться Уральским автомоторным -УАМЗ. Под этим названием он и был известен долгие годы вплоть до первого банкротства уже в эпоху постсоветского развала всего и вся.

Весь огромный "квадрат" заводских цехов (сверху УАМЗ выглядит гигантским квадратом чёрного цвета из-за залитых битумом крыш), 12-этажную башню заводоуправления, вестибюль и внутренний дворик спроектировали инженеры и архитекторы из Ленинграда. Что кстати характерно для Новоуральска. Изначально, в 50-х годах его проектировали ленинградские архитекторы. И продолжать славное дело строительства атомного города доверили опять же ленинградцам. Проектировал УАМЗ институт ВНИПИЭТ, Всесоюзный научно-промышленный институт комплексной энергетической технологии.
Вид на заводоуправление и внутренний дворик с крыши цеха.

Вооружившись "комплексными энергетическими технологиями" уральцы приступили к строительству.

А это краткая летопись завода. Написано рукой заводского художника, узеньким плакатным пером. Чтобы писать тушью так быстро и красиво нужен был огромный опыт. Наверное, если бы судьба не сделала финт ушами, я тоже стал бы таким же заводским художником, и вооружившись плакатным пером писал бы очередные "выполним-перевыполним-обещаем". У меня был наработан навык написания довольно больших текстов плакатным пером.

Начался завод с того, что на нём были собраны первые мосты. Скупые цифры дат говорят нам о том, как практически на пустом месте, не имея ни опыта, ни традиций, люди создавали сложное высокотехнологичное производство.
Митинг, посвящённый началу завода. Естественно он был в том огромном и тесном цехе, оставшемся от атомного производства.


Ведь что такое производство запчастей. Это металлообработка. Аллюминий, специальная сталь. Очень много инструментов и оснастки делали здесь же, на заводе. Резцы, свёрла. Очень многим мы пользуемся до сих пор.

История УАМЗа была неразрывно связана с историей головного, московского Зила. Когда я в детстве бывал в Москве, то помню всегда с восторгом ждал того момента, когда поезд метро вылетал из-под земли на Автозаводский мост и становились видны гигантские корпуса Зила и бесчисленные ряды и шеренги новеньких зилов, готовых разъехаться во все концы света. А ездил я в тот край довольно часто. Мне очень нравился музей "Коломенское", он совсем недалеко от Зила.
Модельный ряд Зила от легендарной машинки АМО Ф-15, которую построили в 20-е годы по лицензии ФИАТ. Кстати, помните, как расшифровывается название АМО? Акционерное московское общество.

На московском Зиле зародились такие известные марки советских автомобилей, как "Камаз" и Колхида".

Я тут как-то нашёл фотку вот такой машины. Это прототип Зила с кабиной над двигателем. Потом производство подобных машин передали в Грузию, в город Кутаиси.

Конечно эти прототипы не имели ещё того классического вида, к которому мы привыкли, но узнать их можно. А когда-нибудь я съезжу в Верхнюю Пышму, в их знаменитый музей и сфотографирую совсем уж экзотический образчик продукции московского Зила - "Синюю птицу", вездеход, использовавшийся для поиска приземлившихся космонавтов.
Кстати про специальные машины вроде той же "Синей птицы" на стендах ни словечка. Это тогда считалось тайной.

"По техническому уровню и автоматизации Зил занимает одно из первых мест в мире". Сейчас, когда на месте Зила в Москве есть то, что там есть, эти слова звучат как насмешка, но во времена моего детства они воспринимались серьёзно.

А на этом стенде перечислены все филиалы гигантского Зила. Говорят, что их было двадцать, но я насчитал на схеме лишь пятнадцать.
Перечислю некоторые из них.
Пензенский завод "Автозапчасть"
Мценский завод алюминиевого литья.
Специализированный чугунолитейный завод в городе Ярцево Смоленской области.
Петровский завод автозапчастей (Читинская область).
Житомирский завод "Автозапчасть".
Симферопольский мотороремонтный завод.
И другие.

А ещё на московском Зиле делали красивые микроавтобусы "Юность" и правительственные автомобили. В качестве шефской помощи своему уральскому филиалу в город Свердловск-44 прислали один правительственный Зил и один микроавтобус "Юность". Прислали естественно для того, чтоб ими пользовалось руководство завода. Но директор завода Фоменко вроде бы никогда не пользовался машиной "министерского уровня". И экзотический для уральских краёв лимузин так и стоял в каком-то гараже.

Да и как-то неудобно было директору ездить на Зиле. Ведь в СССР машины строго разделялись по "рангам". Зил был для тех, кто чином повыше. А те, кто пониже, пользовались "Чайками". "Чайка" была и у руководителя Свердловской области, некоего товарища по фамилии Ельцин.
А вот микроавтобус "Юность" использовался чаще. На нём встречали разные делегации разных ответственных товарищей. На днях открытых дверей на радость мальчишкам обязательно выставляли пред заводоуправлением целую вереницу автомобилей, использовавшихся в городе. Предпочтение конечно же отдавалось продукции родного Зила. Но были и другие машины, напрмер был один Белаз. И хотя тот Белаз был "из самых маленьких" (нашему городу не были нужны громадные карьерные самосвалы), но колёса его всё равно были в рост человека. Ну, и естественно там выставлялись обе "жемчужины Зила".
Помню на одну из первых выставок "продажного оружия" на Старателе приезжала делегация УАМЗа. С чем они приезжали на ту выставку, можете посмотреть здесь. Приезжали автозаводцы как раз на "Юности". Это был последний раз, когда я её видел. И как у людей вытягивались лица, когда они видели значок на этой необычной и красивой машине.
-И это тоже Зил! Невероятно.

У нас в городе в разные годы были оба варианта этой машины. И старый, и более новый. Конечно на обеих этих фотках не Новоуральск, обе они были найдены в Интернете. Но несомненно где-то у кого-то есть и городские фото этих машин.

Кстати в последний раз я видел чёрный Зил-лимузин в конце 90-х, когда проезжал на электричке мимо "дома с настоящей черепицей" в Мурзинке. Настоящая глиняная черепица у нас на Урале редкость страшная. Поэтому любой дом, крытый ею, кажется дворцом. И так сошлось. "Черепичный дворец" и чёрный Зил перед ним. Потом тот дом сгорел. Его восстановили, но крышу покрыли уже обычным профнастилом. И Зила перед тем домом уже не было. Куда же они делись, наши две "жемчужины"? Растворились в реке времени, подобно той полуторке, что стояла у здания, где сейчас ГАИ.
А это визит на завод премьер-министра СССР Н. И. Рыжкова. О нём я тоже как-то писал.

Разные памятные альбомы, посвящённые истории завода. Когда их писали, надеялись, что они будут храниться в музее, как память об этапах большого пути современного и процветающего предприятия. Никто и не думал, что потомки будут смотреть на это, как на надгробный памятник.
История цеха дизельных двигателей, история ЦСА (Цеха сборки автомобилей), история заводского профсоюза-комсомола.

Мы листаем эти альбомы и ищем знакомые лица, знакомые фамилии. Хорошо бы встретить там родителей. Но к сожалению они особыми активистами не были. Мама работала контролёром в термичке, а отец до болезни был сменным инженером, а после болезни - художником.


Иногда встречаем людей, знакомых лично. Ширяева Тамара Михайловна сейчас руководит Морским музеем.

Люди, люди. Сколько их. Всмотритесь в их лица, может быть, узнаете своих родных или знакомых. Раньше полгорода работали на УАМЗе и ещё полгорода - на УЭХК. Хотя нет. Атомщиков всё ж было значительно больше, чем автозаводцев.


А это прессы. Они всё ещё стоят в разорённых цехах завода. Хотя, говорят, что простоят недолго. Уже назначены какие-то очередные торги. И прессовое оборудование считается "лакомым кусочком". Вместе с инфракрасным отоплением. Что там за инфракрасное отопление такое - этого я даже и не ведаю. А прессы, они, говорят, вечные. Снабдишь их электронным управлением - и они станут штамповать нечто уже вполне современное.

Летопись создания первого дизельного двигателя. О зиловском дизеле я вроде где-то тоже писал. Сейчас уж не помню,где именно.


А это тот самый дизель, установленный перед городским музеем.

Сувениры и памятные подарки. Много их было в заводском музее. Кстати время "Таты" и "китайских ожиданий" оставило свой след в музее УАМЗа, только сюда, в эти залы не попало ничего, напоминающего о временах недавних.
В начале двухтысячных на заводе одно время выпускали по лицензии индийскую машину "Тата". Мы тогда так радовались и думали, что дело пойдёт. Потому что эта самая "Тата" - переделанный "мерседес", в общем машина довольно надёжная. До сих пор такие машинки работают в Екатеринбурге в качестве эвакуаторов.

Тогда же начали отвёрточную сборку китайских машин "Джили". Собирали и джипы, и самосвалы какие-то, тоже китайские. Но всё пошло прахом. Почему? Бог его знает. Наверное, завод - это такое дело, что требует "вложения души". А современные люди нацелены на быстрое извлечение денег. Эти две материи плохо сочетаются в наших условиях.

И конечно, в музее автозавода был отдел, посвящённый Великой Отечественной войне. Он тоже составлен из экспонатов, подаренных музею ветеранами и их потомками.

Земля с полей сражений. Эти "снаряды" были сделаны в 1975-м году, то есть точно тогда же, когда был построен Мемориал Победы, стоящий напротив моих окон. Там тоже есть урны с землёй, взятой из городов-героев. Москва, Ленинград, Киев, Севастополь, Одесса. Наверное, землю засыпали и туда, и сюда одновременно.

Хлебные карточки, письма с фронта. Или вот. Трофейные часы. За всеми этими предметами героические и горестные военные будни.

Есть экспонат и не совсем обычный. Из 1960-го года. Часть обшивки американского самолёта-разведчика "U-2". Металлический лист в чёрных точках. Что это за точки? Скорее всего остатки чёрной краски. Самолёты такого типа были сплошь чёрными, впрочем, как и многие другие американские военные самолёты вроде Б-52, Б-1 или "Чёрного дрозда". Не знаю, делал ли чёрный цвет их менее заметными или их так красили с какими-то другими целями.
Кстати на У-2 металлических частей было не так и много. Это был сильно облегчённый самолёт с громадными прямыми крыльями. Облегчённым его делали для того, чтобы он смог летать на сверхдальние расстояния. Разведчику нужно было суметь пролететь через всю огромную территорию СССР. Он и летел. И фотографировал с огромной высоты всё, что было у него под крыльями. В основном военные и военно-промышленные объекты. Специальная фотоплёнка метровой ширины фиксировала каждую мелочь, находящуся на поверхности советской земли. Заходил в наше воздушное пространство над Норвегией и выходил возле Афганистана. На Урале самолёту -шпиону было чем поживиться.
Довольно долго У-2 был головной болью наших военных. Ни истребители наши, ни ракеты не достигали тех высот(более 20 километров над землёй), на которых он летал. Пока наконец советские конструкторы не изобрели "ту самую"ракету. Ею неуловимый шпион и был сбит возле города Свердловска на окраине посёлка Косулино. Видели у меня в верхнем посте рекламу квартир в этом посёлке? Именно там он и упал. Когда-нибудь сделаю про Косулино отдельный пост.
Кстати довольно большая куча обломков этого американского У-2 выставлена в Музее Советской Армии в Москве. Но и нам, уральцам достался кусочек.


Кусочек этот в качестве сувенира подарили одному из солдат-зенитчиков. сбивших самолёт. Потом он пришёл на УАМЗ работать. Краткая история самолёта и его пилота Фрэнсиса Пауэрса изложена здесь же. У лётчика- шпиона изъяли шесть золотых колец, бельё и рыболовный крючок. Почему было отдельно упомянуто бельё - я уж боюсь и гадать.

Ладно. Пора заканчивать. Конечно все фотографии из "зиловской" экспозиции выложить в блоге нет никакой возможности. Их довольно много. Могу даже предположить, что мимо чего-нибудь интересного я всё же прошёл. Если что, смотрите их сами на "Яндекс-фотках".
А у меня есть ещё вот что. 80-е годы. Отъезд ребятишек в детский лагерь "Самоцветы", который тогда тоже принадлежал УАМЗу. Родители толпятся возле автобусов, провожают и переживают. Процедура эта с восьмидесятых годов не изменилась нисколько. Кстати снято это буквально в двух шагах от моего дома.

Ну, вот вроде и всё, что хотел я рассказать. Где-то на этих же стендах были слова: "УАМЗ-первый автомобильный завод в Свердловской области". Он же первый, он же единственный, и он же последний.
