Время от времени я заглядываю в Интернет и набираю в поиске что-нибудь типа "мастера по бересте", "мастера-берестянщики". И смотрю, не появилось ли что-нибудь новенькое, не обнаружится ли что-нибудь такое, мимо чего в прошлый раз прошёл, не зацепившись взглядом. Иногда нахожу такие материалы. Ниже будет отрывок из книги "Народное искусство устюжан". Книгу эту написал в 1971-м году Михаил Павлович Лукин.
Это история самого известного из русских берестяных промыслов - Шемогодской резьбы. В том числе история советских времён. О советской истории промысла автор говорит скупо, без побробностей. Но упоминает, что артели мастеров- резчиков по бересте неоднократно закрывали из-за нерентабельности, их "отлучали" от экспорта, мастеров распускали.
Причины этого мне не очень понятны, а сам автор о них не распространяется. Мне видится в этом лишь то, что Советская власть временами относилась к берестянщикам с предубеждением и не умела обратить их искусство на пользу государству. И вот к началу семидесятых один из старейших русских промыслов после многих "лишений и выгоняний" опять задышал. В общем, читайте.
КРУЖЕВО НА БЕРЕСТЕ.
Мы подходим к новой витрине. Под стеклом – шкатулки разных форм и размеров, миниатюрные туески и другие деревянные бытовые изделия, облицованные тонким и причудливым прорезным берестяным орнаментом. Узор, представляющий собой переплетение листьев, цветов и веточек неведомых растений, подчинен стройной композиции и на некоторых предметах завершается центральным сюжетным изображением. Таков, например, ларец «Тройка» работы Александры Егоровны Марковой, одной из современных талантливых мастеров. Рядом – другие изделия, еще более совершенные по своим художественным достоинствам, работы знаменитого художника резьбы по бересте, ныне покойного Николая Васильевича Вепрева. Оба мастера – представители широко известной плеяды шемогодских умельцев, создателей промысла берестяной резьбы. В народном обиходе она так и называется – «шемогодская».
Молодая работница цеха резьбы по бересте
Серафима Коробейникова.
Интересно заглянуть в историю ее возникновения. В десяти километрах от Великого Устюга, в пойме реки Северной Двины, вьется меж зеленых лугов и полей речка Шемокса. Крестьяне, живущие в деревнях но течению Шемоксы, испокон веков славились своим столярным и плотничным умением. И в наши дни лучшие столяры-краснодеревщики, что отделывают салоны пассажирских теплоходов и пароходов на Великоустюгском судоремонтном заводе – это шемогодские. Лучшие плотники, работающие на новостройках города и района, – шемоксяне.
Река Шомокса. Сегодня это название пишут через букву "о". А от деревни Курово-Наволок, где был центр промысла осталось лишь название.
Здесь, в Шемогодской волости Великоустюгского уезда, в деревне Курово-Наволок еще в XVIII веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по бересте, которое со временем оформилось в художественный народный промысел.
Изделия из бересты были широко распространены в крестьянском быту с давних времен. Из березовой коры делали туески и лукошки, детские погремушки и шкатулки, а позднее даже чемоданы. Одни предметы плелись из узких полос коры – лыка, другие, сделанные из дерева, оклеивались ажурной резной или тисненой берестой.
Для прорезного орнамента служит береста с молодых деревьев, гладкая, без наростов и сучковых отверстий. Контуры узора наносятся тиснением (или «распиской»). Делается это так. На листе бересты толщиной в 0,5 миллиметра тупым шилом выдавливается или наносится через копировальную бумагу рисунок – листья, цветы и стебли. Затем рисунок искусно вырезывается с удалением фона острым концом специального ножа. Опытная рука мастера ведет резьбу уверенно и быстро. Работа эта тонка и сложна, требует больших навыков, терпения и фантазии. Ведь резчик не пользуется каким-либо образцом и сюжет мысленно держит в голове. Он – ювелир и гравер в своем деле.
Лукошко с прорезным узором на бересте.
Мастер Н.В. Вепрев.
Берестяная полоска с вырезанным орнаментом вклеивается в гладкие углубления между рамками на стенках украшаемого предмета. Поверхность перед этим либо тонируется, либо покрывается цветной фольгой, что создает красивую игру рисунка и его фона.
В процессе торговых сношений прорезная береста была завезена устюжанами на Урал и в некоторые другие районы Севера. Однако шемогодский промысел остается наиболее интересным и самобытным. Изделиям его мастеров присущи большая поэтичность, художественная выразительность, виртуозность в исполнении, фантазия в выборе орнамента. Многолетние навыки позволяли им резать тончайшие узоры на бересте по памяти, без «росписки», причем один узор в деталях никогда не повторялся.
Ящичек для бумаг, отделанный прорезной берестой.
Мастер Н.В. Вепрев.
Вопрос об истоках и исторических корнях возникновения резьбы по бересте остается спорным. Точных исторических данных о том, кто положил начало шемогодской резьбе по бересте, также не сохранилось. Известно, что к концу 80-х годов XIX века в Шемогодской волости работало над берестяными изделиями 168 человек из 110 домов. Выбор предметов был ограничен, делали туески (по-местному «бурачки») разных размеров, погремушки, табакерки. Оборудование было тоже немудреным: верстак, топор, пила, стамеска да рубанок. Изделия этого периода были грубы по отделке, просты в выборе изобразительных мотивов узоры не отличались затейливостью.
Кто был основоположником кружевного растительного орнамента, сказать трудно. По утверждению стариков, зачинателями сложного узора были мастера Вепревы. Но кто именно? Фамилию Вепревых носило все население деревни Курово-Наволок. Особой известностью в этой династии пользовались мастера Иван Афанасьевич, Николай Васильевич и Александр Иванович Вепревы. Вероятнее всего, основоположником растительного рисунка явился Иван Афанасьевич.
Великий Устюг.
Шемогодские берестяные изделия получили всенародное признание не только в России, но и за рубежом. Особенной популярностью пользовались работы Вепревых. На Всероссийской промышленной выставке в Москве в 1882 году Иван Афанасьевич Вепрев был награжден Большой медалью. В следующем, 1883 году на Вологодской сельскохозяйственной выставке ему присуждают серебряную медаль. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году И. А. Вепрев награждается дипломом с похвальным отзывом. Спрос на работы мастера был столь велик, что он привлек к промыслу всю семью, чтобы выполнять заказы на экспорт.
Жаль, что в настоящее время изделий этого замечательного умельца не сохранилось. О творчестве его можно судить только по рассказам современников и по тому влиянию, которое он оказал на своего сына Александра Ивановича Вепрева, а также на Николая Васильевича Вепрева, ставших достойными продолжателями наследия талантливого резчика. Работы Н. В. Вепрева в большом объеме представлены в Устюгском краеведческом музее. Они отличаются высоким художественным мастерством, разнообразием тематики, удачным выбором орнамента и являются лучшими образцами шемогодской резьбы по бересте.
На выбор и содержание рисунка, на назначение предметов художественного промысла оказывали влияние изменение исторической обстановки, эстетических взглядов и вкусов людей. В эволюции берестяного орнамента сказалось воздействие и других великоустюгских ремесел: северной черни, росписи и резьбы по дереву и кости, художественного ткачества, вышивки.
А.И. Вепрев. Шкатулка-плсточница "Охота"
После Великой Октябрьской социалистической революции среди мастеров идет поиск новых форм орнамента, композиции, изобразительных мотивов. С одной стороны, развивается традиционный растительный орнамент, обогащенный новым содержанием, с другой – наблюдается увлечение сюжетом, намечается отход от старых местных традиций. Большое влияние на характер изделий шемогодских мастеров этого периода оказал Е. П. Шильниковский, заслуженный деятель искусств РСФСР, художественный руководитель коллектива «Северной черни». Он подсказал резчикам новые мотивы композиций на современную и историческую тематику. В переплетении листьев, цветов, веточек и стеблей появляются изображения пятиконечной звезды, Кремлевской башни, сцены охоты, езды на оленях.
Судьба шемогодского промысла резьбы по бересте в послереволюционный период, вплоть до последнего времени, оставалась сложной, изобиловала целым рядом перипетий.
В 1918 году из кустарей-одиночек в деревне Курово-Наволок была создана артель «Шемогодское кооперативно-производственное объединение». В нее вошло 15 мастеров. В 1935 году артель перешла в ведение «Древсоюза» и реорганизовалась в артель «Художник». В ней работало уже 90 мастеров. Свои изделия они производили на экспорт – во Францию, Германию, Америку, Норвегию и другие страны.
Однако через год продукцию артели «Художник» с экспорта сняли. На внутреннем рынке она не нашла широкого потребления. На складах артели скопилось нереализованных изделий на 34 тысячи рублей. Мастера переживали трудное время.
Параллельно с артелью «Художник» на Шемоксе существовала вторая артель «Солидарность», созданная в 1934 году мастером Н. В. Вепревым. Производство ее процветало. В 1940 году эту артель передали в ведение Горпромкомбината, а позднее – промысловой артели имени Островского. Неоднократная реорганизация и перемена руководства отрицательно сказались на делах резчиков по бересте. Их цех был закрыт как нерентабельный.
Артель «Художник» между тем влилась в качестве самостоятельного цеха в Шемогодскую мебельную фабрику и продолжала промысел до 1964 года. В связи с объединением мелких промышленных предприятий и ликвидацией промысловых артелей решением Ленинградского совнархоза цех берестяных изделий был закрыт, а мастера распущены.
Потребовалось много усилий и настойчивости, как мастеров, так и местных руководителей, чтобы шемогодская резьба была восстановлена. В 1967 году при Кузинском механическом заводе создается цех по производству шкатулок и других бытовых художественных изделий, украшенных прорезной берестой. В него пришли опытные, любящие свое дело художницы Н. Ф. Чупрова, З. И. Фролова и другие. В их коллектив влилась группа молодежи. И снова расцвел промысел.
Наряду со шкатулками в цехе изготовляются туески забавные красивые русские матрешки мал-мала меньше в узорчатых берестяных сарафанах и косынках, различные сувениры. Ныне предметы и игрушки с резьбой по бересте, изготовленные великоустюгскими мастерами, идут в столичный ГУМ, в ленинградские «Пассаж» и «Гостиный двор», в магазины других городов.
Осенью 1969 года художественный цех изготовил партию экспонатов для Всемирной выставки «Экспо-70» в Японии.
Современное изделие , украшенное шемогодской резьбой.
Journal information