В "Яндекс-фотках" Егора Казакова я нашёл несколько фото железнодорожных моделей, которые делали дети, занимающиеся в кружках при Челябинской детской железной дороге в начале 50-х.
Раньше изготовление больших и железных моделей локомотивов, вагонов, машин, кораблей было обычным делом в детских кружках. Делали такие и на нашей Станции Юных техников, правда попозже, годах в шестидесятых-семидесятых. До сих пор подобных моделей у нас на работе сохранилось великое множество. Правда железнодорожная модель осталась у нас с тех легендарных времён только одна. Бронепоезд "Путиловцы". Я подобрал его на нашей помойке и как мог отреставрировал. Как-нибудь тоже выложу это детское творчество.
А здесь выложены фото нескольких моделей, сделанных руками юных железнодорожников Челябинска. Они настолько похожи на то, что делалось в нашем СЮТе, что я сразу почувствоал нечто-то родное. Так и представляешь как дети режут большими ножницами лист жести, рубят зубилом, колотят киянкой, гнут, зачищают края напильником, паяют. Как делают на фрезерном станке рельсы (кстати наш бронепоезд стоит на таких же точно фрезерованных рельсах).
Наверное, готовились ребята к очередному какому-нибудь юбилею. Думали, что будет выставка, их наградят. В 50-е годы к почётным грамотам относились трепетно. Вешали их на стену в рамочку и любовались.
В те времена детские кружки зависели напрямую от предприятий-шефов. У кого шефы были богатые, тому и станки, и материалы. Токарные станки, фрезерные, даже литьё. При богатых шефах и детское творчество было солидное. Железное, паяное, клёпаное, крашеное. А у кого шефы небогатые - тому из желудей человечков оставалось делать.
Железнодорожники были как раз такими богатыми шефами. У них было всё. У наших тружеников атома - тоже. И всем этим взрослые щедро делились с детьми, что и определяло солидный уровень работ детских кружков. В одном из постов я писал об одной детской работе из нашего города, попавшей на ВДНХ.
Конечно вы можете сказать, что все эти вагончики явно неуклюжие и неказистые. Но не забывайте - это сделано всё же детскими руками. Зато добротно. Видны детали, которые ребята делали старательно и с любовью. И с некоторым знанием дела. Они ведь всё же будущие железнодорожники.
Колёса вагонов явно литые, а потом обработанные на токарном станке. Только какие-то странные со спицами-рёбрами жесткости. Настоящие колёса вагонов были "гладкими" и с небольшими отверстиями.
Скорее всего не было в наставниках у ребят человека, обладавшего художественным чутьём. Тот, кто детьми руководил, был хорошим педагогом и мастером, но не художником. И это тоже повлияло на внешний вид моделей. Многое непропорционально. Например, для этого вагона колёса явно велики. И маловато внимания к деталям. А хорошо проработанные детали в этом деле - половина успеха.
Пассажирский вагон. По-моему он даже со стёклами, правда стёкла какие-то поцарапанные. Эх, фотографии бы покачественнее. В этом вагоне видны недостаточно зачищенные швы, следы пайки или сварки. Интересно, какого это всё было размера. Сантиметров 20-25?
Кстати и рельсы вряд ли фрезерованные. Теперь вижу дефекты на них. Значит они просто литые. Но это тоже труд, и немалый. Ведь сначала нужно было сделать форму.
А такой электровоз я с радостью поставил бы себе на стол. В нём явно прослеживаются "родовые черты" ВЛ19. Крыша с уступом. А вот тележки непохожи совсем. А заклёпки. Это вообще чудо. Они ведь настоящие. Дети сверлили множество отверстий, буквально через каждые 3-4 миллиметра, а потом вставляли в них отрезки мягкой проволоки и расклёпывали. А пружинки на пантографах.
Иногда я с грустью думаю, как жаль, что век подобных моделей прошёл. Сегодня всё пластмассовое, всё из Лего. Негде детям напильником помахать.
Journal information