Старинных башенных часов в наших краях немного. Я знаю таких часов всего трое. В Невьянске на наклонной башне, в Верх-Нейвинске на "доме-графине" и в Быньгах на колокольне Никольского храма. В марте прошлого года мы побывали на Невьянских часах, теперь настал черёд Быньговских.
Договариваться о походе на часы мы начали довольно давно, но что-то нас всё время отвлекало. То дела, то болезнь. И вот вчера всё сложилось как нужно. Настоятель Никольского храма отец Виктор нашу поездку одобрил, заказали "газель". И в путь!
Было нас десять человек. Кстати в прошлогодней поездке на Невьянские часы нас было всего шестеро. Так что количественно мы растём потихонечку. Вот весь состав нашей "экспедици". Женя, Эля, Люба, Володя, Павел Анатольевич и Алексей с сыном Никитой. Были в этот раз и примкнувшие к блогерам туристы - Владимир Валентинович и Надежда Фёдоровна. Ну, и естественно мы с Алей.
И вот он наконец Никольский храм. Циферблат часов отсюда виден плохо, потому что руки реставраторов в своё время до него не добрались. Но если присмотреться, то почерневший от времени циферблат немножечко заметен прямо над огромным оконным проёмом в третьем ярусе. Хорошое фото одного из трёх циферблатов Быньговских часов есть здесь. Куда-то туда, наверх, нам и предстоит забраться.
Сначала в храме была служба. После службы должно ещё быть таинство Крещения. Блогеры пошли фотографировать убранство храма, а я стал дожидаться отца Виктора.
Это купол одной из четырёх башенок храма. Раньше купол был закрыт фальшпотолком и ничего этого просто не было видно. В процессе реставрации фальшпотолок разобрали и открылся внутренний вид купола. Роспись на куполе скорее всего сохранилась с того самого времени, когда храм был построен, то есть с 1797-го года.
Котёл, отапливающий Никольский храм. Раньше храм отапливался двумя огромными голландками, которые сохранились, но не функционируют.
-Сам-то я на колокольню не полезу - сказал нам батюшка - а вы, если хотите, можете звонить во все колокола, только сами часы не заводите.
Нам открыли дверь, за которой начинался лабиринт длинных крутых лестниц, ведущих вверх. На этом этапе нас было уже двенадцать. К нам присоединилась дочь Любы с мужем, которые приехали в Быньги отдельно от нас.
Я как-то рассказывал уже, что заводовладелец приказал отлить этот храм из чугуна. Храм из чугуна конечно же не отлили, но в его конструкции очень большое количество железных элементов. Например, оконные косяки, подоконники и даже чугунное покрытие ступенек на кирпичных лестницах
Лезем. Чем выше, тем лестницы "деревяннее", круче и уже.
Попадаются таинственные двери. Что там за ними?
Перила украшены резными балясинками. Но тут, на высоте уже вовсю воет ветер. На площадках лежит снег. Оно и неудивительно, застеклённых окон на колокольнях нет.
Оконные проёмы забраны частой сеткой, местами даже в два слоя. Зачем она? Чтобы люди не вывалились или чтобы птицы не залетали? Поэтому весь быньговский пейзаж внизу получился "в сеточку".
Выходим на площадку, где установлены колокола. Если на Невьянской башне помещение, где стоит часовой механизм, находится под колокольной площадкой, то здесь, в храме всё наоборот. Часы выше, а колокола ниже.
И вот тут мы с радостью воспользовались разрешением отца Виктора и пошли звонить во все колокола. В прямом смысле.
Не знаю, хорошо ли был слышен наш перезвон с земли, но сами мы на колокольне чуть не оглохли. Ведь мы звонили и в большой колокол с ножным приводом. Получается, что мы, блогеры, звонили в честь крещения того младенца. Что ж, повод подходящий. Одним православным христианином на Земле стало больше.
Обратите внимание. Над головой Владимира Валентиновича передающие рычаги, от которых шли проволочные тяги с одной стороны к часам, с другой стороны к колоколам. Подобная механика, только несравненно более сложная, есть и на Невьянской башне. С помощью этих рычагов колокола звонили в определённое время. Сейчас часовой механизм не действует и на рычагах нет проволочек.
И детская радость у всех на лицах.
Весело, весело молодому звонарю...
Лезем ещё на ярус выше. Тут стоит то, за чем мы сюда и карабкались. Часовой механизм. Он примерно такой же, как и невьянский. Те же шестерёнки, крыльчатки, барабаны с намотанным на них тросами. Только гораздо скромнее по размерам. И сразу бросается в глаза отсутствие музыкальных барабанов со шпенёчками. Вероятно музыка этих часов была куда проще, чем Невьянских.
Володя nepoymikto как инженер сказал нам, что эти часы гораздо моложе Невьянских. Шестерёнки для них сделаны уже не кустарным способом, как Невьянские, а на зуборезных станках. Люди , сделавшие эти часы, уже знали, что такое эвольвентные зацепления.
Кстати вывод о том, что часы были сделаны не одновременно с храмом можно сделать, если рассмотреть форму оконных проёмов. Они имеют закругления сверху. На фото внизу единственный из четырёх проёмов, где нет циферблата. Он обращён не на улицу, а "внутрь" к главному куполу храма, поэтому циферблат с этой стороны решили не делать. На остальных трёх квадратный циферблат закрывает это полукруглое завершение. Если бы часы планировалось установить сразу при постройке храма, то архитектор, наверное, позаботился бы, чтоб часы не закрывали архитектурных деталей.
На самих часах нет никаких табличек, говорящих о времени их изготовления или о том, где их изготовили. Может быть, где-то на них есть фабричные метки или клейма, но искать их на довольно большом пыльном и грязном механизме не хотелось. Скорее всего часы установили во время "золотой лихорадки", которая сотрясала эти края в 19-м веке. Тогда вокруг села было много золотых приисков. И вполне может быть, что кто-то из их владельцев решил пожертвовать довольно большую сумму для того, чтобы украсить храм в родном селе. Сделать почти так же дорого и богато, как в соседнем Невьянске.
Володя сказал нам, что механизм этот вполне исправен. Его нужно только почистить, смазать и заменить тросы на барабанах. А ещё перестелить пол, ну или просто прибраться. И его можно будет вновь запустить.
-Я когда выйду на пенсию, пойду сюда работать часовщиком.
А это вид вон из той полукруглой ниши за часами. Аля сквозь механизм.
Сколько эти часы стоят без движения? Лет тридцать или больше? А вот вид механизма снизу. Гири и маятник вон в том расписанном ящичке. Наверное, Ройзман, начиная реставрацию этого храма, планировал починить и часы. Но теперь после всех этих скандалов с изъятием икон о возобновлении реставрации уже и речи нет. Вряд ли у кого-то кроме Ройзмана дойдут руки до этого храма, который явно пал жертвой политических игр.
Этот же ящичек с маятником на "колокольном" этаже.
А мы замечаем лестницу, которая ведёт ещё выше. Что там? Там оказалось тесное помещение под самым шпилем.
Железный потолок. Или это пол? Теперь уже и не понять.
Часть наших осталась внизу. Всем нам в этом узеньком каменном цилиндре просто не поместиться.
Если посмотреть на вторую фотку, то можно увидеть на самом верху круглые окна. На одном из этих окон сидит теперь Эля.
А какой вид открывается отсюда. На такой высоте никто не догадался замуровать окна сеткой. С одной стороны дорога убегает к горизонту. Где-то там, за небольшой горкой-Невьянск.
А это пруд, куда мы не так давно ходили за крещенской водой.
По другую сторону - купола. Барабан центрального купола и сам купол успели отреставрировать при Ройзмане.
А это чьи-то автографы . За 1953-й год. Кто ж забирался сюда, на эту верхотуру только затем, чтоб нацарапать свои инициалы?
И высохший скелет голубя под ногами. Мы старательно его обходили.
Лезем вниз.
Здесь мы вылезаем на узенькие мостки, которые проложили реставраторы прямо по гребню крыши. Чтобы не загреметь с этих мостков, над ними были натянуты тросы.
Где-то под самыми ногами пышущая дымом труба над одной из голландок. Именно в неё выводится дым от котла, обогревающего весь храм.
С другого края крыши точно такая же труба, но "неживая", засыпанная снегом.
А заснеженные мостки идут дальше, обегая вокруг главного купола. Можно было бы подняться и на сам главный купол, лестница там надёжная, но уже не хочется. Впечатлений и так выше крыши. Всё время ищу глазами купола второго быньговского храма, единоверческого. Он стоит на этой же улице. только чуть дальше. Ищу, но так и не увидел.
Кстати раньше в Быньгах эту Никольскую церковь называли "новой", а ту, единоверческую - "старой", хотя по времени постройки "новая" церковь была старше "старой". Тот храм был в советское время заброшен и казался гораздо более древним.
А где-то внизу стоят дома и ходят люди.
А нам уже кричат снизу, чтоб мы спускались.
-А то французы также вот полезли на колокольню и мы их там закрыли.
Что за французы? В Быньгах - и вдруг французы. Впрочем, я слышал, что французские журналисты приезжали к Ройзману. Они хотели узнать, откуда к ним пришла неведомая напасть, наркотик "крокодил". Дело в том, что эту гадость стали варить и в Париже по "русскому рецепту".
Зелёный деревянный короб - это "канал" по которому ходят вверх-вниз гири часов.
Ну а мы спускаемся пока нас не закрыли здесь, как тех французов. Под конец мы все фотографируемся, стоя перед храмом. Ну, а мой фотоаппарат как назло запотел. Поэтому такой общей фотки у меня нет. Если перешлют, то вставлю в комментарии. Возвращаемся в родной Новоуральск радостные и возбуждённые. Куда дальше поедем? В Верх-Нейвинск, на тамошнюю башню?А что, если в мэрию Екатеринбурга? Там тоже есть большие механические часы, правда не старинные.
А у меня сейчас мелькнула мысль. Я услышал, что в Верх-Нейвинске случилось вот что. Летом ученики художественной школы рисовали акварелью разные старинные здания посёлка. И какая-то власть увидела эти детские рисунки. Увидела и поняла, в каком жалком, обшарпанном состоянии находится памятник архитектуры, правда я не знаю, какой именно. Кстати весь центр Верх-Нейвинска - сплошной памятник архитектры. И на восстановление исторического здания было выделено 70 миллионов. А я тут думаю, а вдруг...? Вдруг какой-нибудь всемогущей "власти" попадётся на глаза этот пост. А она как возьмёт, да как пожалеет, да как выделит деньги на реставрацию Никольского храма.
Больше фоток с колокольни смотрите здесь.
Ещё посты с меткой "Невьянск".
Праздник Крещения в Быньгах
Невьянск. Блогеры на часах Часть первая.
Невьянск. Блогеры на часах. Часть вторая.
Journal information