guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Н.П. Белдыцкий "Ныробский узник" Часть пятая.

    Продолжаем выкладывать книжку Белдыцкого о Ныробском страдальце. Сегодня часть пятая. Она посвящена храмам села Ныроб. Когда-то в Ныробе было два храма, колокольня и часовня над темницей Михаила Никитича. Теперь из этого всего великолепия остался один Никольский храм. Его в девяностых годах восстанавливал В.А. Язев, который родился недалеко от Ныроба.
    Кстати, в советское время в Никольском храме была почта. Купола его тогда были крыты осиновым лемехом. Сейчас купола опять покрыты жестью как в старину. Но я думаю, что серебристые деревянные лемехи были куда красивее.
     Выдающийся русский фотограф С.М. Прокудин-Горский в начале 20-го века объездил всю Россию. И оставил нам колоссальное собрание цветных снимков нашей Родины, какой она была в то время. Бывал он и в Ныробе. Ныробскими фотографиями Прокудина-Горского я и проиллюстрирую свой пост.
     Итак, читаем часть пятую.




Часть Пятая. Ныробские храмы.

5422

Ныроб. Фото Прокудина-Горского

        От Чердыни до Ныроба идёт в настоящее время прекрасное шоссе протяжением в 44 версты. Уже оставив последнюю станцию Искор, отстоящую от Ныроба в 10 верстах, можно с высокого увала увидеть вдали историческое село. Первое, что бросается в глаза - это белеющие церкви Ныроба. Они кажутся белым островком на  тёмно-зелёном фоне, и как будто манят к себе. Но при  спуске с увала видение исчезает, и путник снова видит хвойный лес по бокам шоссе, его охватывает торжественное безмолвие пустыни. Хотя местами шоссе и проложено по топким болотам, но грунт дороги великолепен и человек здесь совершенно восторжествовал над над препятствиями, которые ставила ему северная природа. Эта часть пути к историческому селу самая очаровательная: озонированный воздух, напоённый ароматом хвойного леса, придаёт ещё большую прелесть дороге. Воображение путника невольно переносится в ту далёкую пору, когда по этим самым местам, но без прекрасного шоссе, тихо тащился возок с несчастным узником...
       Но вот лес сразу обрывается перед путником и величественные ныробские каменные храмы с отдельно стоящей колокольней как бы внезапно вырастают перед глазами. Храмы эти являются гордостью Ныроба, они влекут к себе сердца множества простых людей, тысячами стекающихся сюда ежегодно из разных мест русской земли. По внешности своей ныробские храмы разительно отличаются один от другого.


Никольский храм и колокольня. Фото Прокудина-Горского.

   Первая от входа церковь во имя Богоявления по архитектуре своей очень скромная и выкрашена в белый цвет. Она похожа на обычные сельские храмы. Но зато другая церковь, Никольская прямо поражает своей внешностью. Профессор Вагнер, в уже цитируемой  нами статье отмечает оригинальность архитектуры Никольского храма и говорит, что хотя он был построен в 1705 году, но прямой корпус, широкие три арки под карнизами крыши напоминают церкви XVI века , а особенно окраска украшений этих арок и крыш: красная, зелёная и жёлтая придают всей церкви какой-то восточный характер.
        Все наиболее чтимые святыни села Ныроба находятся в в тёплом Богоявленском храме, а  потому прежде и остановимся на его описании. Богоявленский храм построен над временной могилой Михаила Никитича. Ранее мы уже указывали, что побудительной причиной постройки храма в Ныробе явилось обретение здесь чудотворной иконы святого Николая в царствование первого царя из рода Романовых  - Михаила феодоровича. Новый царь в этом чудесном знамении не мог не усмотреть указующего значения о почтении памяти своего дяди - мученика. Отдавши приказание воздвигнуть над могилой узника деревянную церковь во имя святого Николая,  царь в то же время позаботился и о благоустройстве храма. послав в Ныроб сосуды и ризы.Кроме того духовенству было пожаловано 18 рублей в год руги.
IMG_8740

Перестроенное здание Богоявленского храма. Современная фотография.

        Первый Никольский храм был воздвигнут около 1614 года и сгорел в 1617 году.  В 1619 году храм был вновь воздвигнут и снова сгорел в 1680 году. После этого церковь вновь сгорела в 1729 году.  В 1736 году в Ныробе была воздвигнута каменная церковь на том же месте, но уже во имя Богоявления  Господня, существующая до настоящего времени. На постройку храмов ныробцы каждый раз получали помощь из Москвы. Во время столь частых пожаров явленная икона св. Николая не пострадала и в новый храм вносилась с подобающей торжественностью.
    С течением времени с этой иконы была снята копия, чтимая как чудотворная... Обе эти иконы в настоящее время по зимам находятся в в Богоявленском храме , а летом переносятся в Никольский и глубоко почитаются многочисленными богомольцами и местным населением. Явленная икона никуда из Ныроба не переносится, а чудотворная каждый год носится по деревням и сёлам до Чердыни. а через каждые три года её доносят до Соликамска.


Ныробские храмы. Богоявленский храм слева.

       Каждый раз икону сопровождают в её шествии огромные толпы молящихся. В Чердынь она приносится 8 июля, в день св. Прокопия, очень чтимого жителями Чердыни. Празднование Прокопьва дня ведёт своё начало с той отдалённой эпохи,  когда этот древний город зависел в церковном отношении от Вологды   (1571г). Ныробская чудотворная икона известна далеко за пределами Пермской губернии. "Не одна Вятка - пишет исследователь ныробских святынь священник Г. Попов, - но и Вологда и даже Архангельск  знают село Ныроб... Всех богомольцев, бывающих здесь ежегодно  можно определить в 6000 человек" .
         Что же касается явленной иконы, то она почитается ещё больше и уже в 1619 году пермский воевода Ледыгин доносит царю, что от этого образа "бывает многим лицам прощение и цельба".. Много раз эта икона подвергалась опасности, но ныробцы всегда спасали свою святыню и она уцелела при всех частых пожарах. Особенно берегли ныробцы свою икону при набегах на Чердынь нагайских татар и вогул. Из одной уцелевшей грамоты видно, что в половине XVII века дикие инородцы сделали набег и на Ныроб и обитатели его свою святыню схоронили в лесу у родника, который до сих пор носит название Никольского.
       Здесь впоследствии была сооружена деревянная часовенка, усердно посещавшаяся богомольцами, верующими в целебную силу воды родника. Явленная икона в настоящее время покрыта сребропозлащённой ризой и имеет в длину 6.2, а в ширину 5.4 вершков.


Явленная икона Николая Чудотворца. Фото Прокудина-Горского

        Цепи Михаила Никитича также помещаются в Богоявленском храме около его гробницы, устроенной над бывшей временной могилой страдальца. Гробница помещается в передней части храма, за левым клиросом в углу в особой нише. Над гробницей сделан балдахин в виде полукруга, примыкающего к стене. Над балдахином (на его крыше) находится сделанное из дерева и окружённое сиянием изображение книги, на раскрытой странице которой изображены слова Священного писания  "воззовёт ко мне и услышу и есть с ним в скорби". По карнизу крыши написано: "смириша в оковах нозе его,железо пройде душу его".


Доска с описанием страданий Михаила Никитича. Фото Прокудина-Горского.

         Внутри балдахина изображено : "Положи мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней, и аз к тебе, Господи, воззвах".  На самой же гробнице находится особая доска, на которую переписан текст списка, найденного в часовне над темницей узника. Сказание это гласит следующее: "Прислание боярина Михаила Никитича Романова в Ныроб в 1601 году. Прислан был из Москвы царём Борисом Годуновым за стражею Романом Тушиным с командой и в летнее время в глухой кибитке, скован железами, в Пермь Великую, в Чердынский уезд в погост Ныроб в заточение блаженныя памяти боярин Михаил Никитич Романов, а по родству блаженныя памяти государю, царю и великому князю Михаилу феодоровичу всея России самодержцу был дядя родной, и святейшему патриарху Филарету  брат родной. В погосте Ныроб в заточении, в земляной темнице сидел год и преставился. В 7110 (1602)г. натой темнице построена часовня деревянная и погребён был у церкви Николая Чудотворца подле алтаря на северной стороне.
        И где тело его лежало, построена была церковь и в ней гробница, покрыта сукном и крест вышит. И повелением государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея России самодержца, тело его по преставлении в пятое лето  из земли взято ничем невредимо, только от руки, от перста некоторый член земля взяла и свезено к Москве и положено у Спаса на Новом, и где прежде тело лежало, та гробница и все строения от пожара сгорели. После по приказу преосвященного Ионы архиепископа Вятского и Великопермского такожды часовня, а в ней гробница построена, покрыта сукном красным и крест вышит, а в 7237(1729) году деревянная церковь и часовня грех наших ради Божиим попущением паки сгорела, а ныне на том же месте построена каменная церковь и в ней гробница, покрыта сукном зелёным и крест вышит, также и на сем месте построена каменная часовня - единственно в воспоминание здесь преставившегося  страдальца боярина Михаила Никитича Романова. На сем невинном страдальце были : железа один пуд 39 фунтов, ручные железа 12 фунтов, кандалы или ножные железа 19 фунтов, всего три пуда."
          В настоящее время гробница страдальца покрыта голубым шелком с крестом посредине. Покров этот завален воском свеч, которые многочисленными паломниками вставляются в висящий над гробницей подсвечник.


Гробница Михаила Никитича в Богоявленском храме. Фото Прокудина-Горского.

          Цепи же, как мы сказали, помещаются возле гробницы в особом ящике, из которого они и вынимаются богомольцами  во время церковных служб чтоб надеть их на себя. чаще всего цепи надеваются разными болящими, глубоко верующими в их целебную силу. Почти каждая служба проходит под звон этих цепей, лязгающих при каждом движении молящихся. За многие сотни вёрст  приходят сюда богомольцы, чтобы хоть прикоснуться  к оковам мученика и получить душевное успокоение при созерцании  так глубоко чтимых народом реликвий.


Ныробские цепи. Фото Прокудина-Горского.

           Из других достопримечательностей Богоявленского храма надлежит отметить старинный деревянный храм, обложенный серебром с вложенными в него частицами мощей.
           Перейдём теперь к Никольскому храму Относительно его замечательной внешности уже сказано выше. Историк Дмитриев отмечает, что храм своей внешностью поражает всякого, кто в первый раз увидит Ныроб. Храм этот построен в 1705 году в то время. когда ещё рядом существовала деревянная церковь во имя святого Николая и был посвящён имени того же святого. постройка такого, даже по нынешним временам замечательного храма не могла не поразить воображения ныробских обитателей, тем более, что имени истинного строителя храма не объявляли.
        Ввиду этого с постройкой Никольского храма создалась легенда, передаваемая ныробцами и в настоящее время. По сказанию самая постройка велась неизвестно откуда прибывшими людьми чудесным образом:  каждый день всё, что строили рабочие, как будто уходило в землю, и церковь как бы вдруг выросла во всём своём великолепии, когда на земле же был водружён крест.


Никольский храм. Фото Прокудина-Горского.

         Но в настоящее время благодаря исследованиям Берха, а главным образом историка Дмитриева, вопрос о постройке Никольского храма выясняется с достаточной вероятностью. Историк Дмитриев, внимательно изучивший церковные памятники Чердыни и Ныроба,  не без оснований указывает, что ныробский храм и храм Иоанна Богослова (в Чердыни) начаты постройкой в одном 1705 году и в архитектурном отношении поразительно схожи, так что не остаётся сомнений, что их строитель был один и тот же. И если о строительстве и архитектуре ныробского храма не осталось никаких данных, то то о церкви Иоанна Богослова мы имеем положительные данные.
          Вот что пишет по поводу чердынского храма Берх, посетивший Чердынь в 1815 году: "знаменитый губернатор Сибири князь Гагарин, известный из-за плачевной участи его (он был казнён по приказу Петра Великого за взяточничество) и многими полезными для страны сей заведениями, воздвигнул упомянутый храм. Проезжая в 1705 году  через Чердынь в Тобольск, обещал он по неизвестным причинам построить здесь церковь. Впоследствии были присланы шведские пленники, которые окончили здание в 1718 году.
       Хотя наружный вид ныробского храма несколько отличен от чердынского, но внутреннее расположение их одинаково. Обе церкви внутри делятся на равные части поперечною стеной с тремя проходами, соответственно трём вратам иконостаса. В обеих церквах задняя часть называется "трапезной", хотя ныробский храм никогда не был монастырским, а чердынский принадлежал монастырю.


Храм Иоанна Богослова в Чердыни.

     "Я не сомневаюсь- говорит историк Дмитриев, - что обе церкви построены шведскими пленниками, тем более что наружные барельефные украшения, арка и колонны и там и здесь очень сходны". Ввиду же того обстоятельства, что начало постройки обоих храмов относится к одному и тому же 1705 году, и что единство архитектурного замысла здесь налицо, предположение Дмитриева, что ныробский храм возведён на средства Гагарина, имеет очень веское основание, даже и при отсутствии положительных документальных данных. 
     Внутренность Никольского храма довольно мрачная и не соответствует его красивой внешности. Более всего здесь обращает на себя внимание иконостас в 6 ярусов, украшенный иконами старинного писания. Из икон замечательна одна, изображающая создание человека из яйца, символизирует животворящее начало - Бога. Письмом старинного изображения украшены стены и арки храма.


Внутри Никольского храма. Фото Прокудина-Горского.

       Из стенных икон обращает на себя внимание изображение св. Христофора с собачьей головой.В прологе про этого святого сказано: "Яко песию голову имяше". Святой этот является покровителем охотников Чердынского уезда и его изображение можно увидеть и в храме на Вишере, имеется эта икона и в Кунгурском соборе, на Вятке в Трифоновом монастыре и в других местах. Чердынские охотники перед началом промысла считают священным долгом отслужить молебен "собачьему богу".В честь его установлено особое празднование 9  мая.


Икона Святого Христофора.

Изображение этого популярного святого в ныробском храме сделано на светло-голубом фоне, святой Христофор  изображён с крестом в одной руке и с мечом в другой, он облачён в мантию тёмно-красного цвета, в тёмно-зелёном полукафтане с меховой опушкой.Над правым плечом белое кружево.  голова его с оскаленными клыками похожа скорее на волчью, чем на собачью. На остальных иконах Никольского храма  изображены страдания Иисуса Христа, много святых и картины из Апокалипсиса. В Никольском храме службы совершаются только летом, так как храм этот холодный.


Параскева Пятница из села Ныроб. Пермская картинная галерея.

Продолжение будет.
Tags: Белдыцкий, Пермский край., история
Subscribe

  • Мы везём с собой кота.

    Эта предновогодняя история произошла более пятнадцати лет назад. Любителей кошек и вообще любителей животных просим дальше не читать и вообще…

  • Дом под звёздным небом.

    Этот дом мы купили в начале двухтысячных. Дело было так. Нам очень захотелось иметь своё жильё. Такое с людьми бывает. Хотелось чего-то своего.…

  • Только потрогать.

    Мне было года четыре. Или пять. Мы с мамой возвращались из Рудянки в город. Я стоял на платформе рудянского вокзала и смотрел на мчащийся поезд.…

promo guriny december 16, 19:19 1
Buy for 10 tokens
Я тут в ЖЖ вычитал, что Путин оставил треть населения России в нищете и сделал всех соседей России её врагами. Ну... Подразумевается что Навальный, если он таки придёт к власти, то со всеми соседями России немедленно опять подружится. И обеспечит трети населения России невиданное процветание. А…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments