Недавно снова смотрел фильм "Безымянная звезда". Этот советский фильм многие из нас хорошо помнят. Анастасия Вертинская, Игорь Косталевский, Михаил Светин, Михаил Козаков. Прекрасные актёры "старых" времён. И сам фильм очень романтичен. Он про любовь и про то, как бесконечно далеки друг от друга бывают люди, стоящие на разных ступеньках социальной лестницы. Как будто и впрямь жители разных планет.

Фильм снят по одноимённой пьесе румынского писателя Михаила Себастьяна.. Он написал свою пьесу во время Второй мировой войны. Наверное, он очень тосковал по безвозвратно ушедшему легкомысленному мирному времени. Когда можно было просто жить. Для румын война тоже была тяжёлой. Они воевали вместе с немцами. В том числе и под Сталинградом. А сам автор был ещё и евреем. Были ли в Румынии репрессии против евреев? Были, но может быть не такие страшные, как в самой Германии. Но всё рано представителю "нехорошей" национальности жилось в войну несладко.
Напомню сюжет фильма. Дело было перед войной. В одном небольшом румынском городке, в глуши, где все друг друга знали, главной достопримечательностью был вокзал. И не столько сам вокзал, сколько местное чудо техники - дизель-электропоезд. В тридцатых годах он действительно был чудом техники. Дизель проносился мимо вокзала несколько раз в день не останавливаясь. А горожане собирались на перроне и его приветствовали.
И однажды случилось неожиданное. Чудо-поезд остановился и из него вышла красавица в белом платье по имени Мона. Ну а что произошло дальше, вы знаете и без меня. А мне интересен сам дизель-электропоезд. Это ведь тоже "герой" пьесы и фильма. И довольно значительный. Без него не встретились бы главные герои.
Я помню как в детстве смотрел этот фильм. Меня не привлекали ни актёрская игра, ни сюжет, ни обстановка. Я был мал для всего этого. Я хотел увидеть только дизель-электропоезд. Я так ждал, когда он появится на экране. Появлялся он на экране два раза. И оба раза мельком. Первый раз промчался при свете дня и я ничего не успел рассмотреть. А во второй раз подошёл к перрону ночью. Тёмный силуэт, свет прожектора. И тут я ничего не увидел. Естественно, я был страшно разочарован.
-Ну что за фильм такой неинтересный - думал я.
И совершенно не понимал, почему родители смотрят его с таким удовольствием.

Когда я увидел этот фильм во второй раз, я был уже постарше. Мне было интересно всё. И актёры, и обстановка. Всё, вплоть до английского рожка.А насчёт дизель-электропоезда я тогда думал примерно так. Я тогда уже знал, как устроены тепловозы, знал, что такое электрическая передача.
Я думал, что дизель-электропоезд из фильма - это просто поезд с тепловозом. Тепловозы в тридцатые годы были технической новинкой. Их было очень мало. Вероятно, они ездили быстрее, чем паровозы. Поэтому для самых "элитных" поездов использовали именно их.
Кстати, а кто ж ездил в этом самом поезде? А ездили в нём "щёголи из Бухареста". Именно на них мадемуазель Куку запрещала смотреть провинциальным девушкам-гимназисткам. И правильно. Нечего неокрепшим душам соблазняться блестящей столичной жизнью.
Стояли эти щёголи в проходе, пили кофе или пощипывали кончики ухоженных усишек. Хорошие костюмы, белые рубашки, начищенные ботинки. Или даже мундиры красные вроде того, что был на полковнике Лукане из "Турецкого гамбита". Стояли у окон и смотрели как их приветствует восторженная публика на станциях. Стояли и снисходительно улыбались.
А какие ж тепловозы были в тридцатых годах? Какой из них подошёл бы этому поезду? В какой стране могло быть выпущено это чудо техники? Не мог же дизель-электропоезд быть чистой фантазией автора. Хотя почему не мог?
В СССР тепловозы появились довольно рано. Первым был тепловоз Гаккеля, а после него появились вот такие агрегаты "ашхабадского типа". Ашхабадского потому что они работали на Ашхабадской железной дороге. Труженики социалистического строительства. В тридцатые годы и до самой войны единственными тепловозами у нас были именно они.

Про европейские же тепловозы предвоенной поры не известно почти ничего. Во всяком случае я ничего не отыскал кроме нескольких упоминаний. Никаких фото. Ну или почти никаких. Нашёл вот такой агрегат, стоящий в музее Мюнхена. Тоже не тянет на стремительное чудо техники, которым приходили любоваться.
А вот этот образец немецкой техники того времени уже ближе к образу из фильма. Обтекаемый, скоростной. Правда это электровоз. Фото тепловозов, выглядевших примерно так же я в Интернете не нашёл. Довоенные паровозы или электровозы встречаются довольно часто, а вот тепловозы почему-то нет. Может быть, их было не так много?

Американской техники больше. Американские тепловозы предвоенного времени были именно такие. Скоростные, обтекаемые, агрессивные. Они в образ укладывались идеально. Например, вот этот локомотив. Красавец.

Или вот этот. Тоже хорош. Только вряд ли перед войной американские тепловозы поставлялись в Европу.

Ну а здесь вы можете видеть "чудо из чудес". Надо же было придумать такое. Это же просто дворец на колёсах. Если бы поезд с таким тепловозом проезжал мимо станции, то тут бы точно вся округа сбегалась бы на него смотреть. Правда этот "дворец" не подходит ни по месту, ни по времени. Он был сделан в Аргентине в 1951 году. Современник нашего ТЭ2.

Даже и не знаю, какой именно дизель-электропоезд стал героем пьесы Себастьяна. Теряюсь просто в догадках
А какие дизель-электропоезда существуют сейчас? В наши дни. Конечно торжокский ДТ1(дизель-поезд и электропоезд одновременно). Или луганский ДЭЛ02(дизель-поезд с электрической передачей). Это у нас. То есть в России и на Украине. Что там есть в дальнем зарубежье я даже и не знаю.
Кстати, ни Д1, ни ДР1, ни РА2 дизель-электропоездами названы быть не могут. У них нет электрической передачи.

А по какому маршруту ездил тот дизель из "Безымянной звезды"? Это известно. Он ходил из Бухареста в город Синая. Это горнолыжный курорт. Король Румынии Кароль Первый построил там дворец. Летом, когда королю было жарко в Бухаресте, он уезжал в Синаю. Естественно, городок в горах, где ещё и стоит королевский дворец, стал роскошным местом отдыха для богатой публики. И то что именно туда ездили играть в рулетку -тоже понятно. Зимой катались на лыжах, летом играли в рулетку.

Расположен этот курорт всего в 125 километрах от Бухареста. Так что купейные вагоны, которые показывали нам в фильме - это такой художественный вымысел. На самом деле они вряд ли существовали. На ста двадцати пяти километрах не выспишься. Так что тот самый дизель был поездом пригородным. Хоть и роскошным, но пригородным. Да и сам городок вряд ли был уж такой глушью. Ведь до столицы недалеко.
А может этим поездом был ДП? Или, как его называли сами венгры "Харгит". Эти поезда с 30-х годов строились заводом "Ганц" в Будапеште. Они поставлялись на экспорт. До войны в Аргентину. А после войны в СССР и в страны народной демократии.
Наверное, нет ничего странного в том, что эти поезда могли поставляться и в соседнюю с Венгрией Румынию.

А вот так выглядели подобные трёхвагонные поезда, поставлявшиеся в СССР.

А вот интерьер такого поезда. Это кадр из белорусской кинохроники послевоенного времени. Поезда ДП ходили тогда по маршруту Рига-Минск.

Попадает этот поезд в образ? Вполне. "Сидячий" поезд. Быстрый и уютный. Как раз то, что надо, чтобы ненадолго съездить в горы поиграть в рулетку. Только он тоже был не дизель-электрическим. Дизель-электрическим был шестивагонный ДП. Но он уже не был "сидячим". В шестивагонном поезде ДП были купе.

Так я и не знаю, каким же был тот самый дизель-электропоезд из пьесы. А может быть, у румын были поезда собственной постройки?
Если кто-то что-то знает, на чём могли ездить герои пьесы "Безымянная звезда" пишите в комментариях. Буду рад.
Journal information