Журнал Александра Гурина

О бересте и не только

Previous Entry Share Next Entry
Уральский якорь.
картинка
guriny


   Есть в посёлке Кын Пермского края вот такой памятник "Уральскому якорю". Интересная штука этот "уральский якорь". Или лот. Опять же уральский. Иногда его называют то якорем, то лотом.

Владимир Валентинович Семёнов у памятника "уральскому якорю".Фото П.А. Исакова


       Что такое якорь? Это железная конструкция с остыми концами, кототорую кидают с борта корабля для того,   чтобы она воткнулась в дно и удерживала корабль на месте. А что такое лот? Это такой грузик на верёвочке, который опускают с борта корабля, чтобы узнать глубину моря. Узнать не мелко ли, не напорется ли корабль на подводные камни. 
       А что такое уральский якорь-лот?


Это такая довольно толстая железная пластина с шипами. Она тоже привязана на верёвке и её тоже скидывали с борта барок, сплавлявшихся по Чусовой. Только вот в дно она не втыкалась и глубину ею не меряли. Не втыкалась потому, что шипы у неё были не острые. А глубину уральским лотом не меряли, потому что некогда было этим заниматься. Да и река Чусовая довольно мелкая. А служил этот якорь в качестве замедлителя.
     Всем известно, что наши предки свозили произведённое на уральских заводах железо к пристаням на реке Чусовой. А оттуда  раз в год, весной, по большой воде отправлялись вниз до впадения Чусовой в Каму барки с железом. Барки - это такие большие и крепкие, но одноразовые кораблики. Их грузили железом и отправляли с пристаней по течению Чусовой. А когда они приплывали в Пермь, то там железо перегружали на другие барки, поменьше. А сами чусовские барки в Перми разбирали на дрова. Использовать их повторно не имело смысла. Вода уже спадала, река  мелела, и обратно в Чусовую их было уже не затащить. А использовать на Каме и других реках тоже было неудобно. Пароходов ведь ещё не было и таскать барки приходилось или лошадьми, или силой бурлаков. А для этого чусовские барки были тяжеловаты.

На фото Прокудина-Горского изображён берег Камы чуть ниже Перми. На переднем плане - чусовская барка, которую уже начали разбирать.


       И пока барки мчались по Чусовой, подгоняемые быстрым течением горной реки, их важно было не разбить о камни, которых на Чусовой было множество. Это грозило гибелью и людей, и груза. Поэтому необходимо было замедлить скорость хода барки. И тогда за борт скидывался вот такой якорь-замедлитель, якорь-тормоз. Он не врезался в грунт намертво с целью остановить корабль, а волочился по дну, цепляясь за неровности своими массивными шипами. И барка замедляла ход. И можно было без риска отвернуть судно от какого-нибудь страшного подводного камня. Сколько жизней наших предков спасли подобные железяки - трудно себе представить. Ведь сплав по Чусовой в то время был опасным делом. Поэтому-то и поставили в Кыну такой вот странный с виду памятник "уральскому якорю". А кто конкретно этот якорь придумал - теперь уже неизвестно. 
       Правда на памятнике якорь увеличен в несколько раз и немного приукрашен. В дейчтвительности  уральские якоря были вот такими. Длиной около метра и весом около ста пятидесяти килограммов. Наверное, верёвки довольно часто рвались и перетирались, якоря отрывались. И на дне Чусовой лежит довольно много подобных якорей. Их находят до сих пор.

     

А я подумал, что может быть, каменные якоря Усолья служили для той же цели - замедлять скорость хода барок или плотов. В усольских краях не было столько чугуна и железа, как у нас, поэтому там их делали из камня.


Posts from This Journal by “походы” Tag

  • Стих про наш поход в Таватуй.

    Только что получил неожиданный отклик на пост о нашем недавнем походе в Таватуй. Такие вот хорошие стихи прислала мне Ксения eskseniya

  • Мы ходили в Таватуй...

    Ещё давным-давно мы ездили в "бедный" Таватуй. И всё хотели съездить в "богатый". Но до сегодняшнего дня дороги туда не было. Посёлков с…

  • Написано на хребте Молебном

    Игорь Обухов, о котором я неоднократно писал в блоге, недавно вернулся из похода по Северному Уралу. Этот поход отличался от других тем, что в…

  • Кормление зайца возобновилось!

    Тут у нас был трудный период в плане ЖЖ-шного творчества. Алина мама приезжала. Она вроде и не мешала писать, но всё равно, что-то было не то. Так…

  • Между Медвежьей и Медвежкой.

    В минувшее воскресенье мы ходили в поход. Потоптать первый снег, птиц послушать, посмотреть на дыру в земле. Первую часть поста про поход…

  • А воробьёв тут нет.

    Надо бы начать пост про поездку в бывшую деревню Воробьи как-нибудь романтично. Например, вспомнить вычитанное где-то. "Вы спросите, почему в…

  • Сначала хотели просто табличку посмотреть.

    Сегодня сидим дома и вдруг нам пришла в голову мысль. А не сходить ли нам на гору Краульную, посмотреть нашу блогерскую табличку? Ту самую,…

  • Изба за Перевалом.

    Только что обнаружил видео про избу Шелуханова. Это видео снял Илья Белоногов из города Тольятти. Даю ссылку на его страничку "в контакте"…

  • Видео о походе к избе Шелуханова.

    Это видео снял Вячеслав Кубло во время нашего похода в избу Шелуханова. Напомню, что поход этот состоялся 12 июня, чуть больше месяца назад. Самое…


promo guriny may 19, 14:36 5
Buy for 10 tokens
Сегодня узнал, что есть на свете самй длинный кот. Зовут кота Омар и он принадлежит к породе мейн кунов. Длиной этот добродушный зверёк 120 сантиметров, весом 14 килограммов. Живёт он в Австралии и питается по одной из версий специальным кормом для мейн кунов, по другой - мясом кенгуру.…

  • 1

Ой, у меня где то была стаааааарая карточка барки с домом... надо пошукать.
И пожалуй послежу я за вашими писаниями - дюже лепо вы это делаете :)


Здорово будет, если вы её найдёте. Таких фоток мало.

https://www.moya-planeta.ru/travel/view/istoriya_foto_belyana_28212/  вот пока такое нашла. По Волге там, но всё же вдруг поигодтся


  • 1
?

Log in

No account? Create an account