guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Б.Фёдорова "Крепостной Тагил". Часть пятая.



     Начало здесь и ранее.

Нижний Тагил в конце 19-го века. Троицкая церковь и Лисья гора вдали.









Нижний Тагил. Центр. Вид с Лисьей горы.


А здесь фотка не получилась, пишу руками.

    В этом смысле типична судьба одного из нижнетагильских рабочих-
талантливого слесаря Егора Жепинского.
      Повидимому Жепинский не был крепостным человеком, а работал на заводе по вольному найму. Его обязанности заключались в наблюдении за машинами "катальной фабрики", то есть цеха, в котором из обычных полос получали сортовое железо четвероугольной формы прокатыванием полос между валами.
      Катальная машина носила название шталмеровой и была, очевидно, заграничного образца. Слесарь Жепинский изобрёл свою,которая оказалась "против прежней шталмеровой способнее".
      Хозяину это понравилось. В письме 1776-го года он пишет конторе: "Жепинского обнадёжить, ежели он постарается для сортового железа машину привести в хорошее действие, то моею милостью оставлен не будет. Наипаче не найдёт ли способ , чтоб в пропусках на тех же валах поаккуратнее прорезы привести, дабы можно было пропускать круглые и осьмигранные сорты. Буде же того нельзя, то и при одном четвероугольном останусь довольным".
       Увлечение Демидова прокаткой было кратковременным. Прокатка была вскоре заброшена, и даже в начале 19 века железо на продажу шло прямо из-под молотов. Да и в расцвете катальной фабрики Жепинского восемь водяных молотов продолжали ковать и "гладить" полосы.
       Жепинский предложил ещё изобретённую им машину для резания железа. Демидов прикинул и нашёл, что "постройка оной будет коштовата (дорога) , для чего оную и не делать".
       Больше о промышленных изобретениях Жепинского ничего не слышно. Он принялся за устройство каких-то необыкновенно сложных и занятных часов.
         Несколько лет возился изобретатель над часами, а закончив, предложил их приобрести Демидову. Контора отправила Демидову описание часов(которое к сожалению разыскать в архиве не удалось). Демидов ответил:
      "По получении сего, призвав слесаря Егора Жепинского, спросить его, хочет ли он по прежней его просьбе отдать мне сделанные им часы и за какую цену, и ко мне о том репортовать с первою почтою. Когда же он будет отзываться тем, что де пожалую, тем он и будет доволен - но того мне не надобно. А истребовать от него добровольную цену, чем он будет доволен, тогда я и приказание об них пришлю".
      Слесарь назначил двести рублей - по-тогдашнему очень большую сумму. Демидов велел эти деньги выдать, а часы, "уклав хорошенько в ящик,а особливо машины, чтоб не заржавели и прислать ко мне в Москву при оказии нынешнею зимою".
       Итак, за изобретения, полезные заводскому делу, Жепинский получил, в лучшем случае, хозяйское спасибо, а за часы-игрушку большие деньги. Вывод сделать нетрудно, и

 




Велосипед Артамонова.





Нижний Тагил. Вид на собор Александра Невского.













Памятник Демидовым.













Tags: #история, #краеведение, Нижний Тагил, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Две старых фотки Невьянска.

    В «Уральских старостях», в ВК оказывается есть немало довольно приличных старинных фото Невьянска. Мне на глаза попались эти. Башня, завод, собор и…

  • Жёлтая машина на фоне жёлтых листьев.

    Вот такую машину сфотографировали мы сегодня. Это единственная и последняя в нашем городе «Татра» тех времён. Я знал, что такая штука у нас есть, но…

  • Реконструкция.

    В посёлке Верх-Нейвинске начали реконструкцию здания администрации. Того самого, которое Дом-графин или круглая контора. Упоминалось это здание у…

  • В продолжение предыдущего поста.

    Стал искать пароход «Работник» в Интернете. И сразу нашёл вот такую фоточку. Пейзаж тот же, зато на этом фото пейзажа больше, и…

  • Старые уральские кораблики.

    В «Уральских старостях» в ВК нашёл фото двух пароходов, бороздивших просторы наших уральских прудов в 19-м веке. Один пароходик называется…

  • Крепкий дуб наших предков.

    Колёса у телег в древние времена были деревянными. Колёса первых автомобилей были деревянными. И колёса пушек тоже. Деревянными были обода и спицы.…

  • Типовой проект? Всё-таки нет.

    На днях нашёл в ВК, в «Уральских старостях» вот такую фотку. Открытие памятника Александру Второму в Верхнетуринском заводе.…

  • Три фотки из Тагила.

    Давным-давно в городе Нижнем Тагиле была пристань. Такая вот обыкновенная зелёненькая плавучая пристань. Она была на пруду. И от этой пристани…

  • Люди разное коллекционируют.

    Кто-то собирает этикетки от пивных бутылок, а я собирал фотографии дизель-поездов ДП. Тех самых, первых, послевоенных, венгерских. Когда-то давно я…

promo guriny august 17, 2019 20:53 6
Buy for 10 tokens
В нашем СЮТе можно найти довольно неожиданные вещи. Например, вот. Инструкция к радиоприёмнику "Юность-105". Напечатана она была в 1986-м году или чуть раньше. Радиоприёмники такого типа начали выпускать в 1985-м. И что ж такого интересного в старой инструкции советских времён? А интересного в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments