guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

Последняя "акула".



   На американском сайте об истории поездов-стримлайнеров есть статья о двух однотипных поездах, появившихся в 1956-м году. Поезда эти назывались "Xplorer" и "Dan`l Webster" ( Эксплорер и Даниэль Уэбстер). Это было время, когда частные железные дороги  США активно экспериментировали с облегчёнными скоростными поездами. И пик активности пришёлся как раз на 1956-й год, когда было выпущено сразу несколько типов новых скоростных поездов. Кстати  "Аэротрейн" был выпущен в том же году и относился к тому же типу поездов.
     В середине 50-х к руководству железной дорогой "Нью-Хэйвен" пришёл Патрик МакГиннис. У этого деятеля были честолюбивые планы и он решил удивить мир новыми подходами к проблемам скорости и комфорта на железной дороге. Вернее подходы эти были не совсем новыми, скорее это было продолжение того, что было начато ещё в тридцатые, но уже на новом уровне технических знаний.
     МакГиннис заказал фирме "Пульман" новый состав, который там назвали "Поезд -Икс" (X-Train). Любят же американцы громкие и звучные имена. И в то же время ещё один поезд такого же типа заказала железная дорога "New York Central". МакГиннис назвал свой состав в честь Даниэля Уэбстера, известного американского государственного деятеля 19-го века, а на "Нью-Йорк-Сентрал" название новому поезду придумали на букву "Х". Ведь это же логично, чтобы "икс-поезда" именно на эту букву и назывались. Правда название  немножко  изменили, подогнав под нужную литеру -"Xplorer"вместо "explorer"(исследователь).
     Для новых поездов на фирме "Baldwin-Lima-Hamilton" заказали специальные тепловозы. Они были выполнены в специфическом "болдуиновском" стиле с "акульим" носом. Очень агрессивная запоминающаяся внешность, обтекаемая форма, броская жёлто-синяя расцветка. Казалось, что новый поезд просто обречён на успех.
    



     Составы имели по девять небольших вагонов, которые сделали максимально облегчёнными. Низкое расположение центра тяжести и пассивная система наклона должны были обеспечить высокую скорость поезда даже при прохождении кривых.



     Новые поезда делались не без влияния испанской системы "тальго". В 1949-м  году по заказу Испании и по испанским чертежам в США строились поезда "тальго" 2-го поколения. В самой Испании послевоенная промышленность ещё не была готова к выполнению столь сложных заказов, поэтому заказ на "тальго" и разместили в Америке. Так что с технологиями "тальго" американцы были к тому времени знакомы.



      Правда в классическом поезде "тальго" двухколёсная безосная тележка расположена между двумя вагонами. И на неё опирается каждый из концов вагона. На "икс-поездах" почему-то не пошли по такому же пути. Здесь у каждого вагона только одна ось. И если один конец вагона опирается на эту ось, то другой  конец остался "подвешенным". И лишь у одного, центрального вагона есть две оси. На фото ниже хорошо виден и опирающийся на ось, и "подвешенный" конец вагона. Когда поезда вышли на линию именно эта конструктивная особенность сыграла с ними злую шутку.



На тепловозе был установлен дизель "Майбах" мощностью в 1000 л.с и гидравлическая передача. Ведущей была только передняя тележка тепловоза.Второй дизель мощностью поменьше вращал генератор и обеспечивал все потребности поезда в электричестве.
     А на этих снимках видно, насколько меньше обыкновенных локомотивов был новый тепловоз "икс-поездов".
    

Рекламная листовка "Новый поезд Центральной использует масло "Синклер".


    Поезд, построенный для железной дороги "New Heaven" отличался от своего нью-йоркского собрата чуть менее агрессивной формой. И тем, что у него было два тепловоза, по одному на каждый конец состава.



Те же тепловозы в цвете.



Реклама обещала пассажирам, что они будут наслаждаться комфортной ездой на новых поездах при огромной скорости в 120 миль в час (чуть менее 200 км/ч). 

Поездка на гламурном поезде, возвещает восхитительную новую эру...


Рядом  с паровозом. Старое и новое, чёрное и жёлтое.



     И 3 июля 1956-го года Xplorer вышел в свой первый рейс между Кливлендом и Цинцинатти.  Его хотели пустить в эксплуатацию чуть раньше, ещё в мае, но проблемы с "качеством езды" дали себя знать ещё при испытаниях. На их исправление ушло больше месяца. Dan`l Webster стартовал несколько месяцев спустя на маршруте между Нью-Йорком и Бостоном.



      Ещё одной проблемой нового поезда стал указ о загрязнении воздуха, который действовал на территории Нью-Йоркского вокзала "Grand Central". Обычные тепловозы, оснащённые электрической передачей могли передвигаться по путям, прилегающим к вокзалу, используя третий рельс, и не загрязняя воздух.

Поезд "Dan`l Webster" на вокзале города Поровиденс.


   Электроэнергия прямо с третьего рельса прередавалась тяговым электродвигателям, которые находились в тележках тепловозов. Новые же тепловозы электрической передачи не имели. И на них приходилось устанавливать 2 дополнительных 150-сильных электродвигателя с питанием от третьего рельса. Кстати подобный же двигатель для перемещений по территории того же вокзала устанавливался и на турбо-поезд UA50 13 лет спустя.
     А вот тут у меня возник вопрос к тем, кто знает. Неужели любой тепловоз может ездить на электричестве с третьего рельса? А с пантографа? Неужели может ездить на одних тяговых электродвигателях, не используя дизель? А если может, то почему тепловозы всё-таки используют дизель, проезжая электрифицированные участки?
      Из-за этого-то дополнительного электродвигателя на поезде случился пожар прямо во время демонстрационного пробега 8 января 1957-го года.



    Когда началась постоянная  эксплуатация поездов, то их конструктивные недостатки проявились полностью. Сначала пришлось отказаться от заявленной суперскорости в 120 миль в час.  Пути, по которым пошли эти поезда были не сварные, а обычные с 39-футовыми рельсами и стыками. Сигнализация тоже не подходила для столь высокой скорости. Поэтому максимальную скорость ограничили до отметки 79 миль в час (126 км/ч). Средняя же скорость была около 45 миль в час (72 км/ч).
     И ещё в них жутко трясло. "Подвешенные" концы вагонов сильно болтались вверх-вниз и из стороны в сторону, что совсем не способствовало комфорту пассажиров. От Нью-Йорка до Бостона поезд шёл пять часов, и это были пять часов сплошной тряски. 
    По словам очевидца дизель, закреплённый на передней тележке, тоже ходил ходуном, когда поезд шёл на высокой скорости, что конечно не добавляло стабильности в его работе. Из-за тряски он часто выходил из строя. В тепловозах с электрической передачей дизель не связан напрямую с тележками и толчки от колёс на стыках не влияют так сильно на его работу.  



      Новые поезда постоянно сопровождал механик, готовый на ходу исправить случившуюся поломку, точно также, как на югославском "аллюминиевом поезде" . Опасная у него была работа, у этого механика. Нужно было ходить тесным коридорчиком мимо бешено трясущегося дизеля, рискуя удариться об него головой и набить себе шишку.    
      Проводники тоже новые поезда не жаловали. Во-первых, их просто укачивало, у них развивалась "морская болезнь". А во-вторых им было страшно. Они понимали, что облегчённый поезд при такой тряске мог сойти с рельсов. И если при аварии обычного "крепкого" поезда у людей был шанс уцелеть, то при крушении облегчённого, его алюминиевые вагоны просто смяло бы как консервную банку. Эти поезда так и прозвали -"консервная банка с томатом".
     И примерно через полтора года эксплуатации поезда сняли с линии и поставили на прикол. Ещё через год их по дешёвке купила туристическая компания из Южной Каролины. Рассчёт был вроде верный. Внешность у поездов экзотическая, а скорости для туристов особо не нужны. Сиди и смотри по сторонам, любуйся красивыми видами.

Xplorer в Южной Каролине. Фото 1969-го года.

    
   Но почему-то и там дело не пошло. И в начале 70-х экспериментальные поезда с эффектной внешностью и несчастливой судьбой пустили на слом. Тепловозы для этих поездов оказались последними тепловозами-"акулами", и вообще последними локомотивами, которые были построены фирмой Baldwin. Ещё лет десять фирма выпускала запчасти для ранее построенных тепловозов, а потом и вовсе ушла из этого бизнеса.
     Патрика МакГинниса, инициватора "всего этого" через некоторое время посадили в тюрьму. То ли за растрату, то ли ещё за какой-то обман инвесторов. А система "тальго", которую активно использовали в Европе, вернулась в США только в1994-м году.
Tags: #железнаядорога, #история, железная дорога, история
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Советский железнодорожный мега-проект.

    Давно я не заглядывал во "Фликр" в поисках чего-то старинного и железнодорожного. И вдруг... Я нашёл одного американского коллекционера старых…

  • Сегодня в России ещё и День Железнодорожника.

    Сегодня в один день сразу три праздника. Один праздник громкий - День Десантника. Второй потише - День Пророка Илии. И самый тихий из сегодняшних…

  • Сюрприз, однако.

    Недавно мы ездили в Екатеринбург. И на нашем Верх-Нейвинском вокзале, прямо на столбе вдруг видим вот такое объявление: "Фото и видеосъёмка…

  • Ещё немного железнодорожных фото.

    Давно не находил ничего нового и интересного железнодорожного. А тут вдруг на "Фликре "обнаружил. Центр железнодорожной фотографии. "Центр" этот…

  • Прогресс?

    Наши Российские железные дороги не перестают удивлять нас несколько неожиданными нововведениями. Я говорю прежде всего о нас, жителях Новоуральска…

  • Игрушечная железная дорога и её владелец.

    Я хочу рассказать об одном человеке. Наверное, в нашем городе он такой один. Как-то давно я писал об игрушечных железных дорогах. И даже говорил,…

  • Паровоз "Левиафан".

    Сегодня и завтра у нас будут два "железнодорожных" поста. Сегодня - про блестящий паровоз, завтра - про игрушечную железную дорогу. В…

  • Португальские вагоны в Щербинке.

    В 1983-м году я, будучи школьником, приехал с родителями в Москву к тётке. В гости. Я был уже достаточно взрослым, классе в седьмом. И меня никто…

  • Музыка для облегчения.

    На втором этаже Екатеринбургского вокзала, сразу же после зала с "историческими " росписями потолков есть небольшое помещение. Там сувениры и…

promo guriny january 19, 2014 19:44 7
Buy for 10 tokens
Недавно у нас в городе проходила диагностическая контрольная работа по русскому языку среди 9-х классов. Одним из заданий было изложение. Давался небольшой текст о нравственности. Нужно было через какое-то время изложить прочитанное на бумаге. Написать, как ты это понял. Сам текст вот.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments