guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Люди у озера. О книге "Калиново в лицах".



    Недавно Александр Жданов дал мне почитать книгу "Калиново, история в лицах". Книгу эту написал Дмитрий Львович Никаноров - журналист, блогер и член нашего новоуральского блогерского сообщества.
      
Книга Д.Л. Никанорова "Калиново. История в лицах".Фото Эллы Подгорновой.   

    Посёлок Калиново считается частью Новоуральского городского округа, и раза три упоминался в моём блоге. Например здесь. Калиново расположено на берегах красивейшего озера Таватуй, которое считается жемчужиной Среднего Урала.



Посёлок Калиново в зимний пасмурный день.

     
   Книга рассказывает нам об интересной истории и непростой жизни небольшого уральского посёлка. Рассказывает о его людях. О рабочих, инженерах, спортсменах, художниках. Не буду уж пересказывать тут эту книгу, остановлюсь на том, что зацепило в ней лично меня.

Калиново. Скала Жаба и вагон, оставшийся от заводской узкоколоейки.


     Я уже сравнивал Калиново со своей малой родиной Нейво-Рудянкой. И что меня по-хорошему удивило в истории Калиново и калиновцев - это то, что они сумели сохранить свой завод в непростое время рыночных реформ. Речь идёт о Калиновском химическом заводе, производящем промышленную взрывчатку для горных разработок. Жители Калиново сделали то, чего не смогли сделать мои земляки, нейво-рудянцы. В перестроечное время они сделали ставку на новые технологии и выиграли. В результате их завод не превратился в живописные развалины, а продолжает работать и сейчас. Это очень редкий и позитивный пример для нашего времени.

А с этого места скала Жаба видится каким-то древним тиранозавром. Мощная голова и пасть чудовища видны хорошо.


   Второй момент - это та самая заводская узкоколейка. Я даже не знал, что она в Калиново существовала. А она была, и была она единственным путём, связывавшим посёлок с Большой землёй, со станцией Мурзинка. Никаких дорог кроме неё раньше не было. Кстати в родной Рудянке было всё примерно так же. Узкоколейка была единственной "дорогой жизни". Все остальные пути были малопроезжими грязными дорожками.
    На заводской узкоколейке в Калиново работали паровозы и мотовозы. Фото мотовозов не сохранилось, а фото паровозика есть.  К сожалению всего одно. 



    Подобный паровоз ПТ4 стоит на постаменте в Екатеринбурге возле ДКЖ. Может быть, это тот самый, калиновский? Узкоколейные паровозы такого типа строили в Финляндии по советским чертежам и отправляли в СССР в счёт репараций после войны.



Вот, нашёл ещё одно фото подобной техники. Снято в Ленинградской области.



А мотовозы, работавшие в Калиново, вполне могли быть вот такими (фото из Ижевска). Все мотовозы тех лет выглядели примерно одинаково, все были "тракторами, потавленными на рельсы".



    В конце пятидесятых Калиновскую узкоколейку решили "перешить" на широкую колею.  И некоторое время колея была совмещённой. Широкие рельсы, а между ними третий рельс для узкоколейных вагончиков. Жаль, что железнодорожных фотографий Калиново сохранилось так мало.
     В детстве Калиново привлекало меня тем, что там были "настоящие корабли". На сухопутном Среднем Урале мест, где есть хоть какие-то суда , покрупнее моторных лодок, очень мало. Одним из таких мест и было Калиново.



    Оттуда ходил через озеро Таватуй довольно крупный по нашим меркам катер. Все школьные годы я собирался посетить Калиново и посмотреть на настоящий кораблик, да так и не собрался. Сначала мне было это жутко интересно, потом забыл. И когда я впервые в Калиново побывал, то все катера там были уже давно порезаны в металлолом. 
     И только в книге Дмитрия Львовича я наконец нашёл фото  калиновского заводского катера. Это был первый катер, построенный в 1947-м году. Он ходил между посёлками Калиново и Таватуй. Многие рабочие жили в Таватуе, а на работу ездили в Калиново на химзавод.



    После того знаменитого заводского катера были в Калиново и более современные суда.  Я всё пытался добиться, какие именно. Кто-то мне говорил, что там была даже "Заря". Потом выяснилось, что всё же это была не "Заря", а теплоход Т-101ПМ. Таких теплоходов на озере было то ли три, то ли четыре.

Калиново. Теплоход проекта Т-101ПМ ржавеет на берегу Таватуя. Фото Алексея Борисова, август 1995г.


Ещё один подобный кораблик ржавеет в центре Калиново. Фото А. Борисова август 1995г.


До наших дней конечно же не дожили даже эти ржавые останки, и от Калиновского флота осталось одно воспоминание.
      А ещё Калиново предвосхитило судьбу Новоуральска и стало первым "закрытым городом" наших краёв.  В тридцатых годах весь завод по производству взрывчатки и посёлок при нём были обнесены заборчиком, внутрь которого никого не пускали кроме работников и членов их семей.
     Так что рекомендую всем эту замечательную книгу. В ней есть ещё много интересного.



А скала Жаба только с одной стороны действительно похожа на жабу.

Tags: #Урал, #история, #краеведение, железная дорога, история
Subscribe

Posts from This Journal “#Урал” Tag

  • В Кировграде-городе. Часть Вторая.

    Начало в предыдущем посте. Вот и здание Кировградского завода твёрдых сплавов. Музей завода - в доме напротив. Туда мы сейчас и пойдём. В…

  • В Кировграде-городе... Первая часть.

    Вчера мы ездили в Кировград. Ездили мы туда с краеведами по инициативе Тамары Михайловны Ширяевой. Посетили два музея. И как оказалось, для многих…

  • Как мы делали "фальшивое" плетение.

    На днях в Екатеринбурге на Чапаева-10 ( Центр традиционной народной культуры Среднего Урала) проходил наш мастер-клас с педагогами области.…

promo guriny february 21, 2019 23:51 1
Buy for 10 tokens
В каждом нормальном городе у школ вполне нормальные номера. Школа номер 1, потом номер 2, номер 3 и так далее. А вот в городе Новоуральске было не так. Самая первая по номеру школа у нас была №41. Не один, не два, а сорок один. Потом к ней добавили школу №40. И самой первой по номеру стала…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments