В субботу состоялись четвёртые Новоуральские краеведческие чтения. Темой их было образование в городе. На чтениях засветилось довольно много блогеров. Как говорится, все семь штук. Эля вела всё это мероприятие, Александр Жданов и я делали доклады, остальные внимательно слушали и переживали за нас.
Общим мотивом чтений стало то, что новоуральская школа, новоуральская система образования всегда были на высоком уровне. Можно даже сказать, что понятие "Новоуральская школа" стало неким брендом. У истоков новоуральского образования стояли люди, делавшие атомный проект. Они приезжали в наш уральский город из разных концов СССР, в том числе из столиц и культурных центров. Эти люди планировали жить на уральской земле, и старались дать своим детям хорошее образование. Кстати в атомный проект набирали людей образованных, талантливых и способных. Именно это и обусловило высокий уровень образования в городе. Сейчас многое уже утрачено, и это хорошо видно по списку двухсот лучших школ России, в котором нет ни одной новоуральской. Но кое-что из тех славных времён в городском образовании ещё осталось.
Регистрация в фойе детской библиотеки.
В этот раз было довольно много гостей из других городов - Екатеринбург, Тагил, Невьянск, Первоуральск. Много было и докладчиков. Из-за множества выступающих я запомнил далеко не всё из того, о чём они говорили. Сегодня остановлюсь на том, что запало мне в ум более всего. Если что-нибудь ещё припомню, то потом допишу. Полностью обо всём, что происходило на чтениях читайте здесь.
Краеведческие чтения - это всегда праздник, поэтому Эле дарят цветы.
У Александра Жданова есть даже стол-стенд, где он разложил материалы о своём герое, про которого будет рассказывать. Герой - Александр Леонтьевич Кизима - один из первых директоров ядерного комбината. Именно при нём в городе начиналось "всё", в том числе и система образования. Я где-то уже писал, что в то легендарное время весь будущий город Новоуральск подчинялся административно-распределительному отделу отделу комбината. Школы подчинялись ему же, и их директора назначались приказом директора комбината.
Портрет красного директора и полковника А.Л. Кизимы. Взят из архива его дочери Галины Александровны, которая сейчас живёт в Петербурге и пишет книжки по садоводству.
Второй личный стол был у Дмитрия Львовича Никанорова, который продавал свою книгу о посёлке Калиново.
Позвольте считать чтения открытыми и да пребудут со всеми нами знания, умения, навыки и ораторское мастерство - говорит Эля evetskaya.
-Знамя внести! - говорю я шёпотом. Привык с пионерских времён, что сначала открывают какое-нибудь мероприятие, а потом всегда вносят знамя.
Первой выступала Анна Гуляева, студентка 3-его курса УрФУ. Аля вспомнила, что она ходила с нашим сыном в детский садик, в одну группу. Анна рассказала нам о том, как работало народное просвещение на Урале от времён древнейших до настоящего времени.
Вообще весь порядок выступлений был построен таким образом. Сначала доклады научные, потом не очень. Мой доклад научностью не отличался, поэтому его назначили на послеобеденное время.
Каждый из докладчиков рассказывал о какой-то одной теме. Например, история пионерии и комсомола в Первоуральске. Оказывается там, в Первоуральске в 60-е годы среди пионеров было движение карбышевцев, названное так по имени легендарного генерала Карбышева, замученного фашистами. По инициативе пионеров генералу Карбышеву был поставлен памятник в Первоуральске.
Алексей Карфидов из Невьянского музея рассказал нам о районных и школьных музеях Урала, которые были образованы в конце 19-го - начале 20-го веков. Он уже встречался на страницах моего блога, правда без упоминания фамилии. Алексей играл Прокофия Демидова, который продавал уральские заводы Яковлеву-Собакину. И было это на Ночи Музеев три года назад.
Музеи эти выполняли немножко не ту функцию, чем сейчас. Это были собрания наглядных учебных пособий. С наглядностью в школах в те годы дело обстояло плохо. И вот одна учительница из Верхнего Тагила решила купить на свои средства несколько пособий для школы. Хозяин лавки не захотел продавать эти пособия в рассрочку, а всей суммы она заплатить не смогла. Тогда она обратилась в земство. Там педагога поняли и сумму выделили.
Дальше эту инициативу поддержали на уездном уровне. А уезд Екатеринбургский занимал в то время огромную территорию, больше нынешней Свердловской области. И по всему уезду стали создаваться подобные музеи-собрания наглядных пособий. Их давали на время в школы попользоваться, потом возвращали обратно. В самом Екатеринбурге был центр по координации всего этого, тоже названный музеем.
Экспонатов собственно музейных в тех музеях было мало. Кто-то из педагогов передавал туда старинные монеты, найденные на своём огороде, кто-то заспиртованных жаб. Один педагог даже пожертвовал в музей часть собственной кишки, удалённую при хирургической операции.
Галина Михайловна Новикова, бывший руководитель управления образования в городе говорила о личностях педагогов, с которыми ей довелось вместе работать. В том числе упомянула и Ирину Михайловну Фадееву. Ирина Михайловна учила и меня тоже. И вдруг я вспомнил вот что. Именно по её инициативе в городе был организован первый "берестяной" мастер-класс для педагогов. Ещё в девяностые.
Ирина Михайловна встретила меня на улице и узнала. Как уж она узнала меня, если прошло лет восемь после того, как я закончил школу. Видно у педагогов память хорошая. Тогда я ещё был сварщиком, и не помышлял о том, что когда-нибудь приду работать в систему образования. Она расспросила меня о том, чем я занимаюсь и спросила, а не смогу ли я... Я сказал, что попробую. Так и был организован тот, первый мастер-класс. Ирина Михайловна собрала педагогов, и мы три или четыре вечера сидели в здании гимназии-47 и делали туески.
Были доклады об истории средней школы в деревне Тарасково, о развитии детского туризма, о замечательных педагогах старых времён.
Фото Зои Дмитриевны Кичигиной, известного педагога города Свердловска-44.
И её прошение об устройстве на работу в деревенскую школу.
В царские времена в Верх-Нейвинске было городское женское училище, где и училась Зоя Дмитриевна. Одной из учительниц была женщина с немецкой дворянской фамилией. Фамилию эту я забыл, а записать было нечем. В своих воспоминаниях Зоя Дмитриевна говорила, что именно от неё она старалась перенять изящные манеры, умение красиво одеваться. И несмотря на все революции, войны и слом старых порядков, эта интеллигентность, доставшаяся в наследство от предков, долгое время в нашем городе сохранялась.
Олег Лобанов сделал доклад о школьной форме и продемонстрировал нам довольно много образцов той одежды, в которой ходили учащиеся.
Серая школьная фуражка послевоенного времени с кокардой.
Пряжка школьного ремня.
А это фуражка учащегося ПТУ семидесятых-восьмидесятых годов. На кокарде буквы ПТО (Профтехобразование). Злые языки в наше время расшифровывали эту аббревиатуру как: "Придурок, тебя одели".
О своём докладе распространяться уж не буду. Ничего нового я не сказал, только повторил то, о чём довольно давно писал в блоге. А писал я об Анатолии Петровиче Вержхницком и огромном макете поверхности Марса, который он сделал вместе с учениками для ВДНХ СССР. Именно это я считаю самым значительным достижением дополнительного образования в городе за всю его историю. Если что, читайте здесь.
После доклада Ангелина Архиповна Акилова сказала мне, что некоторые материалы о Вержхницком и даже модели некоторых марсоходов хранятся в экспозиции Дома учителя при управлении образования. Надо бы добраться до него и посмотреть. А ещё мне сказали, что в молодые годы он был репрессирован и сидел в тюрьме.
Доклад Александра Жданова об Александре Леонтьевиче Кизиме, которого можно считать одним из отцов-основателей нашего города, начался с песни. Город Новоуральск и его история породили довольно много песен. Об одной из них я писал в своём блоге. А эта песня была написана на мотив "Это было недавно, это было давно". Так же назывался и сам доклад Александра.
В той песне были слова.
Жили мы и в Рудянке,
Жили мы в Шурале,
Разъезжали не в "волгах",
А в "экспресс-Кизиме".
Потом постараюсь выложить и полный текст этой песни.
Имелся в виду тот самый поезд "Кизима-экспресс", который люди в конце сороковых назвали по имени своего директора. Он ходил из Шуралы в Верх-Нейвинск на атомную стройку три раза в день. Места в посёлке не хватало для всех работников, вот их и приходилось возить.
Александр Леонтьевич Кизима был инженером -"танкистом". Сначала учился в железнодорожном училище на Украине, работал на "Уралмаше", разрабатывал конструкции танков и самоходных орудий. Потом работал на Кировском заводе в Ленинграде и стал его директором. Атомный проект в СССР был построен в том числе и руками "танкистов". Во время войны производство танков было одним из самых важных. После войны самым важным стал атомный проект. И "танкисты " перешли работать туда. Иногда целыми заводами. Кировский завод стал выпускать оборудование для разделения изотопоыв урана. Кизиму, как человека хорошо знакомого с производством оборудования для атомной промышленности, перебросили на Урал, чтоб налаживать запуск этого самого оборудования на месте.
А это распорядок дня директора строящегося атомного предприятия в 48-м году. С 9 до 23 часов с двухчасовым перерывом. Вполне официальная такая бумага.
Недолго проработал Кизима в нашем городе, потом его отозвали обратно в Ленинград. Но за время своего директорства он заложил основы того, что станет городом Новоуральском в будущем. При нём были в городе заложены школы, библиотека, стадион, техникум по подготовке специалистов для атомного производства. Александр только начал разрабатывать тему Кизимы и ещё не раз мы услышим доклады об этои человеке.
Доклад Татьяны Ждановой был созвучен с докладом Александра. Это история того самого техникума, который был основан Кизимой, и в котором учились многие известные люди Новоуральска.
Хочу особо остановиться на докладе Анастасии Александровны Шерер. Особо, потому что этот доклад о нас. О нашем блогерском сообществе novouralsk_2014 Ого, подумал я, о нас уже делают доклады на краеведческих чтениях.
Дети и подростки всегда изучали родной край, всегда писали рефераты о каких-нибудь особенностях его природы и истории. И будут, я надеюсь, писать об этом впредь. И все материалы они скорее всего будут брать из Интернета. А в Интернете - мы. И материалов этих у нас довольно много.
Хотя наше сообщество не назовёшь краеведческим, но что уж есть, то есть.
У ЖЖ-сообщества есть некое преимущество перед печатными источниками информациями, которыми тоже пользуются дети. Сообщество доступно 24 часа в сутки в отличие от библиотек, которые время от времени не работают. А ещё в нём можно дискутировать, вставлять свои замечания в комментариях, спорить с авторами, высказываь свою точку зрения, что тоже может быть полезно для пытливых и любознательных.
К тому же наше сообщество лишено многих недостатков нынешних ЖЖ-сообществ. У нас довольно мало мата и оскорблений, а может быть, и вовсе нету. В других же сообществах это встречается сплошь и рядом. Надо же, какими культурными мы видимся со стороны.
Хотя встречаются у нас разные "обманки", на которые могут купиться дети, читающие наши странички. Например вот. Пост-"ловушка". Он о завещании Берии, найденном под обоями. Если что, читайте здесь. Тщательно проработанный фейк, даже с воспоминаниями очевидцев. По поводу этого скажу вот что. Обычно мы всё же разоблачаем в комментариях свой обман и не упорствуем в нём.
А ещё Анастасия Александровна сказала, что стоило бы завести в сообществе некую "копилку" материалов, которые могут быть полезны детям. Тут я даже не знаю. У нас в сообществе есть метки, и они могут выбирать нужные для себя темы. Мы даже не сможем представить, что именно может быть детям интересно.
А в перерыве Владимир Валентинович Семёнов показывал нам, как звучит "флейта дождя".
Конечно, я не мог написать про всё и всех. Потом я обязательно вернусь к материалам этих чтений и выложу ещё что-нибудь. А главное вот что. Чтения понравились даже Жене jennifer_hot, которая обычно не слишком уважает краеведение.
Journal information