guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Берестяной туес на картинах М.В.Нестерова.



     Иногда то, о чём я когда-то писал в блоге, перекликается с тем, что писали на эту тему другие. Например, пять лет назад, когда у нас в Новоуральске открыли уличную выставку картин Нестерова, я обратил внимание на туесок с росписью, который был запечатлён на автопортрете Нестерова. Вот на этом. Обратите внимание. На портрете нет больше ничего. Ни интерьеров, ни ещё каких-то сопутствующих деталей. Только сам живописец и расписной туесок с кистями. Оказывается туесок попал на портрет не просто так. Я хочу представить небольшую стаью на эту тему, написанную известным мастером по бересте Александром Шутихиным.





Михаил Васильевич Нестеров был одним из крупнейших и интереснейших русских художников конца XIX и начала XX веков. Нестеров умело показывал на своих картинах русскую природу, раскрывал русский характер. Его живопись вся исключительно поэтична, музыкальна и символична. Собирательный образ народа дан в его картинах.

В 1928 году Нестеров написал свой портрет, где запечатлел себя в процессе работы. Белая блуза и всего один посторонний предмет на картине подчеркивают преданность и самозабвенное служение искусству. Близкий друг художника и его биограф – С.Н.Дурилин так пишет об этой картине: «Испытующий взор – точно сталью – пронзает новый холст, пахнущий красками. Сбоку под левой рукой, на столике стоит большой лубяной туес (кузовок), раскрашенный пестрыми цветочками; туес этот, привезённый Нестеровым из Соловков, не раз появлялся на его картинах и много послужил ему при работе». На многих картинах художника запечатлен этот берестяной туес с характерной верхне-уфтюжской росписью.

Верхне-уфтюжская роспись – роспись на берестяных туесах. Промысел был широко развит в XIX веке на реке Верхняя Уфтюга (территория современного Красноборского района Архангельской области).

Современные туески с верхнеуфтюжской роспись. Работа Елены Копыловой.


На Соловки художник совершил поездку в июле 1901 г. Эта поездка во многом повлияла на его творчество.

Соловецкий монастырь. Из "Яндекс-фоток".




В первоначальном эскизе 1900 года картины «Святая Русь», хранящейся в Третьяковской галерее, встреча Христа с Русью происходила в тихий летний день. Эскиз не содержал подробностей одежды богомольцев. Не было и туеса на земле у ног крестьянина, склонившегося перед Иисусом Христом. После поездки на Соловки, где впервые художник увидел русский Север, он перешел в картине, по свидетельству С.Дурилина, к зимнему пейзажу и наполнил картину деталями, типичными для поморов. Это самоедская меховая шапка с наушниками, варежки с северным орнаментом, туес с яркой верхне- уфтюжской росписью. Туеса эти были широко распространены по Северу. С реки Уфтюги отправлялись они на ярмарки и рынки Архангельска, Вологды, Сольвычегодска и Великого Устюга.

М.В. Нестеров. "Святая Русь".

Вместе с эскизами и впечатлениями привез из поездки на Север Нестеров и туес. В своих «Воспоминаниях» впоследствии он вспоминал капитана парохода «Св. Николай» «молодого, красивого монаха», помора «в подряснике из синей крашенины». «Этюд, написанный с него, вошел потом в «Святую Русь». «Попало ко мне и еще несколько лиц более и менее примечательных. Они вошли в другие картины. Двое из них стоят – мечтают – в «Мечтателях (Белая ночь на Соловецком)». Кое-кто попал в большую картину «Душа народа». Стены обительские, соловецкие пейзажи также вошли в свое время в мои картины.»

Туес с верхне – уфтюжской росписью в сказочной картине «Лисичка» (1914г. Третьяковская галерея) расположен рядом с тремя «божими людьми старцами». Мотив этот был буквально увиден художником на Рапирной горе Соловецкого острова.

 М.В. Нестеров. "Лисичка".

Также мы видим туес на картине «Озеро» (1929г.) среди женщин-монахинь.

Программным произведением Нестерова считают картину «На Руси» («Душа народа», «Христиане» 1916г. Третьяковская галерея). На полотне впереди многочисленного народа идет светловолосый мальчик с котомкой за спиной и ярким туеском в руке. Он чист душой. Позади его- христиане с иконой Спаса Нерукотворного - разных эпох и различного общественного положения. Тут и русский царь в одеянии XVII века, и полуголый юродивый, монахи и военные, писатели Достоевский и Толстой. Все идут своим путем к Богу и мальчик тоже. «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное». Эту мысль выразил художник в картине.

Многие картины Нестерова имеют символичное содержание. Появление на них каждый раз берестяного туеса не случайно. Не только в утилитарных целях на Руси он использовался. Имел он иногда и ритуальную функцию – зачастую к святым источникам шли паломники с туесками. Считалось, что святую воду – христианский символ очищения и духовной чистоты нужно было принести в дом и хранить в берестяном туесе.

В картинах Нестерова туес символизировал чистоту. Художник располагал его рядом с теми персонажами, чистоту человеческой души которых он хотел подчеркнуть.

А. Шутихин.

Деревня Верхняя Уфтюга. Архангельская область.

Tags: #береста, #история, Мастера, береста, история, творчество, туески
Subscribe

Posts from This Journal “Мастера” Tag

  • Видеоролик об Александре Меновщикове.

    С Александром Меновщиковым мы постоянно встречаемся на ярмарках народных промыслов. Его фото и фото изделий мастеров, которые с ним сотрудничают,…

  • Мастерская на балконе.

    Люблю смотреть чужие мастерские. Особенно если там всё заботливо устроено и приспособлено мастером под себя. Сегодня мне попалась на глаза…

  • День счастья в городе счастья.

    Вчера мы вернулись из Тюмени, где был конкурс "Славим человека труда". В роли человеков труда выступали конечно же мы, а также прочие мастера…

  • И это можно сделать из дерева...

    На днях нашёл на "Фликре" фото работ одного интересного мастера. Живёт он где-то на Западе, я не стал доискиваться, где именно, и зовут его Джон…

  • Миссия "Блогер-нектар".

    Оригинал взят у guriny в Миссия "Блогер-нектар". Строго конфиденциально. Только для участников сообщества "Новоуральск-2014"…

  • Сащя унд Алья, юрта унд Биркенледер.

    Сегодня пришло письмо от Яны Лефлер и Владимира Столярова. Из Германии. Они размещают на своём сайте ("берестяной" сайт на немецком языке) фото…

  • Потрясающие работы Дэйва Баркби.

    Как вы думаете, что это? Инопланетная ракушка? Рельефная карта крепостных стен Атлантиды, выполненная из полудрагоценного камня? Или просто…

  • Вернисаж в школьном коридоре. Живопись Юрия Бахтина.

    Позавчера позвонил мне Павел Анатольевич и говорит: -Помнишь, я заходил к тебе в офис и мы договорились идти смотреть картины Бахтина. Я немного…

  • Интервью с Владимиром Махнюком.

    Нужно бы что-то написать о бересте. Но своего ничего пока нет. О том, что было сделано - уже написано. А то, о чём ещё не написано - оно ещё и…

Buy for 10 tokens
Никакой я не мучитель, Просто школьный я учитель, Никакой я не маньяк, Просто я учу их так.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment