?

Log in

No account? Create an account

Журнал Александра Гурина

О бересте и не только

Previous Entry Share Next Entry
Крестьянка Прасковья и её вязальная машина.
картинка
guriny


    Вчера был в Музее Напёрстков Ольги Малышкиной. Видел новые экспонаты, которые принёс в музей Юрий Георгиевич Коровин. Экспонаты из своей коллекции он оставляет музею на время, чтобы посетители смогли их увидеть. Это документы начала 20-го века, относящиеся к швейным машинкам "Зингер". Наверное, швейных машинок других фирм в то время в России и не было. Напомню, что Музей Ольги Малышкиной - это не только напёрстки, но и всё, касающееся швейной темы.
    А это общий вид экспонатов музея. Карта на стене как бы показывает нам, что тут собраны напёрстки со всего мира.







      Первый документ - это прокатная расписка. Швейная машинка в 1911-м году была достаточно дорогим товаром. Кто был побогаче, тот мог себе позволить её купить, а люди победнее брали напрокат. И вот, 29-го сентября 1911-го года Невьянского завода крестьянка Прасковья Добрынина пришла к местному купцу господину Нестерову брать швейную машинку напрокат.
     А у того были напечатаны бланки таких вот расписок, а по сути целых договоров, подробно описывающих права и обязанности сторон. Прасковья должна была лишь вписать в бланк какие-то свои данные и расписаться внизу. Но так как сама Прасковья была малограмотна, то эти данные писал кто-то другой. То ли сам господин Нестеров, то ли его приказчик. Сама же Прасковья написала внизу документа только своё имя.



    Прошу извинить за плохое качество снимка. Написано в расписке вот что.
" 1911-го года сентября 29-го дня. Я, нижеподписавшаяся крестьянка Парасковия Васильева Добрынина (Мы в наше время сказали бы Васильевна, но тогда полноценные отчества - Иванович, Васильевич, Кузьмич - полагались только дворянам. Людям попроще писали Иван Васильев Такой-то вместо Иван Васильевич) проживающая в заводе Невьянском Екатеринбургского уезда Пермской губернии взяла напркат от екатеринбургского купца Ивана Викторовича Нестерова швейную машину под названием "вязальная машина Ж. Блон" за номером 15037 стоимостью в сто сорок пять руб. сер. (рублей серебром) сроком на два года с 1-го октября 1911-го по 1 октября 1913-го года на следующих условиях:
1. При получении машины я, Добрынина, имею внести в залог двадцать пять руб. сер. и пркатные деньги обязуюсь уплачивать за каждый месяц по пяти рублей (5 руб.)
2 Первый срок уплаты прокатных денег 1 числа октября месяца 1911-го года. (получается уже на следующий день). Все взносы должны производиться в магазин Г. Нестерова или уплачиваться тому лицу, кому от него будет поручено. В случае неисправного платежа прокатных денег волен Г. Нестеров немедленно нарушить  эту расписку и отобрать машину, а залог и уплаченные по день отобрания прокатные деньги остаются в пользу Г. Нестерова..



Интересно, самой Прасковье нужно было ездить в Екатеринбург для уплаты прокатных денег или в Невьянске был человек, который собирал их на месте?

3. Я, Добрынина, ни в коем случае не имею права продать машину, заложить или вывезти из квартиры, а в случае нарушения сих условий Нестеров может привлечь меня к ответственности как за растрату чужой собственности и если я пожелаю выехать с машиною из Невьянска, тогда я обязана это письменно заявить Нестерову, чтобы получить от него письменное разрешение.



4. Когда я, Добрынина, переезжаю на новую квартиру, то я обязана немедленно заявить об этом Г. Нестерову, в противном случае предоставляется  Господину Нестерову право нарушить эту расписку и отобрать машину.
5. Я, Добрынина, обязуюсь взятую мною на прокат швейную машину содержать в порядке и исправности , при чём отвечаю как за утрату при пожаре, так ив случае кражи оной и за каждую порчу.
6.В случае если я, Добрынина, пожелаю приобрести машину в свою собственность, то я обязана уплатить полную стоимость машины, означенную выше, при чём залог и уплаченные прокатные деньги принимаются в уплату оной.

Если по сей прокатной расписке собственник вынужден будет обратиться в суд, то я согласна, чтобы дело - если он, собственник, пожелает, разбиралось в Невьянске согласно 37 и 227 ст. уст.гражд. суд. (Устава Гражданского Судопроизводства) в чём и подписуюсь.

Крестьянка Невьянской волости и завода Екат. у.(Екатеринбургского уезда)
Парасковья Добрынина



Сбоку написано "Получены деньги сполна" и подписано "Нестеров".



Внизу и на оборотной стороне написано "Собственноручную подпись кр. Парасковьи Васильевой Добрыниной Невьянского Волостного правления свидетельствует сентября 29 дня 1911-года волостной старшина (подпись не очень разборчива), писарь В. Обыдённов". (не тот ли самый, что был сфотографирован в военной форме?) 
     И скорее всего все рукописные строчки, написанные каллиграфическим почерком, внесены в документ рукою Обыдённова.



Документ скреплён печатью Невьянского волостного правления. А что там на печати? Герб Невьянска?



    Да уж. Серьёзно относились наши предки к прокату швейных машин. Заключали договоры в присутствии местного чиновника с писарем. Одно радует - договор всего лишь из шести пунктов и все они понятны. В наше время написали бы на шести страницах и так, что без юриста на разберёшься.
     Кстати зря я сказал, что кроме "Зингера" никаких швейных машин больше не было. Были и вязальные машины "Ж. Блон". Наверное, в наше время подобные вязальные машины стали страшной редкостью.
      А это счёт за проданную швейную машину "Зингер". Продано госпоже Большаковой из Екатеринбурга. И тоже после того, как она брала машину напрокат. Тут писаря с хорошим почерком не было, поэтому надписи разбираю с трудом.



Название разобрать не могу. Что-то типа "Вейбринг Шетль"(что бы это значило?) Понял только слова "№3 Ручная с колпаком". Заплачено было за машину 58 рублей.



   Красивый фирменный бланк. А что обозначает номер 18 в левом верхнем углу? И ещё, неужели швейных машинок на всю Россию было так много, более 25 миллионов? В это мало верится. Население Российской империи в те годы было около 178 миллионов человек.  И что же, каждый седьмой имел швейную машину? Если семьи были большие, то чуть ли не каждая семья? Или каждая вторая? Наверное, 25 миллионов - это некое рекламное преувеличение.



    Фабричное клеймо компании "Зингер". Вероятно в городе Екатеринбурге к таким вещам относились попроще. И покупка машины уже не требовала присутствия чиновника. Номер счёта никто не ставил.  Хотя прокатная расписка была пронумерована. Видимо те, кто брал машину в прокат были для магазинов людьми сомнительными, ненадёжными. А кто покупал машину после проката, тот уже "свой", проверенный.





О других экспонатах расскажу после.

Posts from This Journal by “Музей” Tag

  • Поезд "для зимней рыбалки".

    Сегодня нашёл вот такую картинку. Стоит этакое "чудо" на железнодорожном ходу. И прямо спереди торчит что-то, похожее на бур. На коловорот для…

  • В Кировграде-городе. Часть Вторая.

    Начало в предыдущем посте. Вот и здание Кировградского завода твёрдых сплавов. Музей завода - в доме напротив. Туда мы сейчас и пойдём. В…

  • В Кировграде-городе... Первая часть.

    Вчера мы ездили в Кировград. Ездили мы туда с краеведами по инициативе Тамары Михайловны Ширяевой. Посетили два музея. И как оказалось, для многих…

  • Музей бересты Сергея Коротчени.

    Взято вот отсюда . Недавно в Нижнем Тагиле был открыт первый на Урале музей бересты. Его основатель Сергей Арсеньевич Коротченя, известный…

  • День счастья в городе счастья.

    Вчера мы вернулись из Тюмени, где был конкурс "Славим человека труда". В роли человеков труда выступали конечно же мы, а также прочие мастера…

  • Музею Ольги Малышкиной дали 70 тысяч.

    Сегодня услышал хорошую новость. Роднущий Уральский Электрохимический комбинат, раздавая гранты, не обошёл и наше учреждение. Ольге Малышкиной на…

  • Турецкий дьявол в уральских лесах.

    Ой, а я что нашёл-то. Знаете, что такое наш местный рудянский Шигирский идол? Нет, вы не знаете этого. Потому как это - статуя самого дьявола.…

  • Механизм.

    Сегодня в своих "Яндекс-фотках" копался. Нашёл вот это. Это переднее колесо древнего мотоцикла "Харлей-Дэвидсон". А шестерёнки зачем? Оказывается…

  • "Волга", да не та.

    Я тут в новом году ещё об одном интересном экспонате автомузея в Верхней Пышме вспомнил. Вот он. Ну, "Волга" и "Волга". И всё тут как у 21-й…


promo guriny october 29, 01:21 2
Buy for 10 tokens
Взято отсюда. Фото 1929-го года. Златоуст. Группа студентов-практикантов и техперсонал завода. А какого завода? И тут я обратил внимание на внушительную конструкцию над головами практикантов. Это какая-то надпись. Но что тут написано? Я увеличил фото. И увидел "Златоустовское напилочное…

  • 1
Прокат был нехилым бизнесом: 25 р. залога и 120 р за два года - полностью отбивается стоимость, потом идет чистый доход. Не знаю, как обстояло дело с ресурсом вязальных машин, но швейные "Зингеры" воистину неубиенные, и при простейшем ТО работают до сих пор.

"Зингер" строил заводы по всему миру, в России тоже, в Подольске. Так что 25 млн это скорее всего общее число.

Да уж. Господин Нестеров, наверное, был человеком богатым. А если 25 миллионов по всему миру, то на Россию приходилось не так и много.

Насчёт "Вейбринг Шетль" я кажется догадался. Это вибрирующий челнок Vibrating Shuttle.

СПАСИБО ЗА ЦЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ!

Очень интересно!

для уплаты денег люди сами ездили

Мне кажется вряд ли ездили сами. Из Невьянска до Екатеринбурга поезд шёл чуть ли не три часа. И ходил он раз в день. То есть Прасковья должна была убить целый день, а то и два на то, чтобы отвезти деньги. Скорее всего просто относили местному приказчику.

Чрезвычайно интересно!..

  • 1