guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

Ещё один привет из детства.



    Вчера мой коллега Анатолий Николаевич Шершунов принёс мне две старинные инструкции по сборке пластиковых моделей самолётов. И набор декалей к ним. Декали - это переводные картинки, где на бумагу наклеено изображение. Эту бумагу нужно намочить в воде и изображение можно будет перенести на любую поверхность. В нашем случае на борт самолёта. Штучкам этим лет тридцать или даже сорок.
 -У тебя же есть такие самолёты. Может пригодятся?
Дело в том, что именно таких самолётов у меня и нет. Но речь пока не об этом.

001



     Было в нашем детстве такое важное явление, как пластиковые модели самолётов. Делали их в ГДР на народном предприятии, которое называлось "Пластикарт". Но мы, дети этого названия даже и не знали. Для нас подобные самолётики были просто чудом.  
    Это были наборы, которые советскому мальчишке ещё предстояло самому склеить.  Они были в ярких коробках с рисунками, а на рисунках - какая-то яркая, нездешняя жизнь и самолёт в главной роли. На коробке с "Боингом-727" был нарисован летящий самолёт на фоне Нью-Йорка. Небоскрёбы, океан и чуть ли не статуя Свободы вдалеке. И мы, мелкие, смотрели на всё это во-от такими глазами.
     Правда были эти самолёты в продаже не всегда, стоили довольно дорого. Покупали их нам родители редко. И почему-то это были модели в основном отечественных самолётов. Конечно, модель Ту-154 тоже очень красива, но это же привычно. Такие самолёты можно видеть в телевизоре каждый день. А мне хотелось "Боингов" и "Каравелл", которые встречались на прилавке куда реже. 
     А самой "редкой редкостью" был самолётик, который называется "Комета" (Comet-4). Я конечно предполагал, что где-то он есть, но в продаже не видел ни разу. Поэтому мне очень хотелось именно его.
    Однажды я ехал на автобусе в школу. Родители мне кстати денег на автобус давали не всегда, хотели, чтоб я ходил пешком, что  для здоровья куда полезнее. А я иногда вредил своему здоровью, ездил зайцем  и постоянно боялся контролёров. Спасало меня лишь то, что утром все ехали на работу и в автобусах была такая давка, что никакие контролёры туда не совались. И вот, еду я в автобусе, смотрю в окно и вдруг вижу на чьём-то подоконнике вожделенный самолётик.
     Я выпрыгнул из автобуса, подбежал к этому окошку и стоял, смотрел, любовался. Хотел написать "долго смотрел", но это было бы неправдой. Долго любоваться мне было некогда, нужно было ехать в школу. И когда минут через пять подошёл следующий автобус, я втиснул свой портфельчик между тел трудящихся атомной отрасли, а потом втиснулся туда же и сам. Заветное окошко я помнил долго, и потом время от времени приходил к нему и смотрел, смотрел.

Нашёл в Интернете вот такое фото. Хоть это и не та модель, но всё же... Часть обшивки почему-то отогнута кверху. Зачем?


    Вроде бы, чего уж я в ней нашёл, в этой "Комете"? Самолёт и самолёт. Правда не совсем обычный, но об этом я узнал позже. Узнал, что первоначальный вариант этого английского самолёта был первым в мире серийно выпускавшимся реактивным пассажирским лайнером. Узнал о  нескольких катастрофах, которые случалались с "Кометами" в первое время их эксплуатации. Как долго бились люди над тем, чтоб разгадать тайну этих катастроф. Как опускали самолёт в огромный бассейн и подвергали его нагрузкам. Тянули туда и сюда, а потом заметили, что от уголков окон идут крошечные трещинки в металле. Окна на "Кометах" были ещё прямоугольные, "старомодные". Из-за такой формы окон металл и трескался, постепенно разрушая фюзеляж самолёта.
     Я уже неоднократно писал о том, что вещи из детства потихоньку возвращаются в мою жизнь. И о том, что однажды сын нашёл на улице большой кулёк выброшенных кем-то тех самых пластикартовских моделей, о которых я мечтал в детстве. Мы их восстановили, насколько это было возможно. Потом они то висели у нас дома по стенам, то пылились в большой коробке. Теперь вот лежат у меня на работе и ждут своего часа.  Ждут, пока я закажу витрину и выставлю все свои старые  игрушки советских времён на всеобщее обозрение.
    И когда я ничего этакого не ожидал, вдруг приходит Анатолий Николаевич и приносит мне привет из детства.
-У тебя же есть "Комета", возьми...
Конечно, я бы предпочёл самолётик целиком, но за неимением... А "Кометы" у меня таки нет. Есть Ту-154, Як-40, Ан-24, Ил-18. Есть "Боинг -707", "Меркурий" и "Трайдент". Есть два Ту-144 в разной степени комплектации (на одном нет только шасси, на другом - половины того, что должно быть). Есть даже здоровенный бомбардировщику Ту-20 (Ту-95) и Ту-134. Это всё - "наследство" того кулька.
    Теперь будет ещё и это. Инструкция на "Комету".

008


И инструкция на "Каравеллу". Плюс набор декалей для обоих самолётов. Эти самолёты чем-то похожи.  Наверное, формой носовой части. Кстати иллюминаторы у "Каравеллы" имеют довольно причудливую форму. Есть в них что-то от мавританских дворцов.



009

    Инструкции по сборке написаны на четырёх языках стран народной демократии - немецком, польском, чешском и русском. Правда стран этих было куда больше. И вправду, почему нет, например, монгольского текста. Или в Монголию пластикартовские самолётики не поставлялись? 

005

    Инструкция на русском. Из неё мы узнаём, что нужно "вклеить носовой балкончик" (стекло кабины). И то, что "подставка(верхняя часть 22) должна заскакивать в ножку(21) и фюзеляж". Человек, для которого русский язык родной, сказал бы "вставляться" вместо "заскакивать". Но дети, собиравшие эти самолёты, к словам не придирались.

003


   Краткое описание самолёта и список деталей почему-то только по-немецки. Но это нестрашно. Модели были довольно простыми и советскому ребёнку незачем было разбирать немецкий текст. Всё было понятно и из инструкции. Здесь же и список всех самолётов, что выпускались в то время. Список довольно длинный. Кстати название "Пластикарт" народное предприятие получило в 1973-ем году. Название это нигде не упомянуто, значит инструкции и декали относятся к более раннему периоду. Наверное, годам к шестидесятым.
     Вот из чего-то такого и состояли модели самолётов. Половинки крыльев, половинки фюзеляжа, стойки шасси, колёса. И фирменная гранёная подставка под самолёт, форма которой не менялась десятилетиями.
 002

   Изящные рисунки для хвоста, эмблемы, надпись "Эр Франс". А вон написано "Аэрофлот". Это от какого самолёта? Явно не от "Кометы" и не от "Каравеллы". Хотя французы как-то хотели продать "Каравеллу"  Советскому Союзу и даже перекрасили один самолёт в цвета "Аэрофлота", чтоб советские товарищи соблазнились. Не соблазнились.

007

Вот такой привет из детства. Когда будет готова витрина, он займёт там достойное место.
Tags: штучки
Subscribe

Posts from This Journal “штучки” Tag

  • Ложка из прошлого.

    Сегодня мне пришло письмо от Ильи Тупикова, директора и создателя школьного музея в Нейво-Рудянке. Илья со своими учениками вёл раскопки на том…

  • Как в янтаре, но похуже.

    В восьмидесятых годах в каком-то из журнале вроде "Моделиста-конструктора" мне на глаза попалась статья "Как в янтаре". Там предлагалось заливать…

  • Неклассические пионеры.

    В нашем СЮТе можно найти довольно неожиданные вещи. Например, вот. Инструкция к радиоприёмнику "Юность-105". Напечатана она была в 1986-м году или…

  • Игрушечная железная дорога "Пионерская".

    Встретил в "фейсбуке" Анны Ларионовой вот такую фотку. Сделана она была летом , во время поездки наших новоуральских краеведов в город Лесной. Это…

  • Ещё одна находка.

    Сегодня Аля нашла одну интересную штучку. Она ездила на огород полоть грядки с клубникой. И вдруг... Это была пуговица с рельефным изображением.…

  • Штучки с выставки.

    Вчера были в Екатеринбурге в Театре Эстрады опять же на мастер-классе и выставке-ярмарке народных промыслов, приуроченной к мундиалю. Иностранцев…

  • Железная собака и Бигфут.

    -Ты ещё не видел железную собаку?- спросили у меня однажды на работе. -Нет- искренне ответил я. -Да ты что! Это ж та самая собака, для которой…

  • Куплю рога и радиодетали.

    Кому и зачем понадобилось покупать сраз у и рога, и радиодетали? Впрочем, если автор объявления собрался построить аппарат для трансляции неких…

  • Выход есть.

promo guriny august 17, 20:53 6
Buy for 10 tokens
В нашем СЮТе можно найти довольно неожиданные вещи. Например, вот. Инструкция к радиоприёмнику "Юность-105". Напечатана она была в 1986-м году или чуть раньше. Радиоприёмники такого типа начали выпускать в 1985-м. И что ж такого интересного в старой инструкции советских времён? А интересного в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments