?

Log in

No account? Create an account

Журнал Александра Гурина

О бересте и не только

Previous Entry Share Next Entry
Через сто лет после боя.
картинка
guriny


    Вчера широкие круги новоуральской краеведческой общественности возлагали венок к памятнику жертвам Гражданской войны. Вот к этому. Идея возложения венка принадлежала Павлу Исакову, он же был и организатором нашей встречи. Присутствовали на мероприятии краеведы, туристы, блогеры, реконструкторы, журналисты - в общем все, кому небезразлична история нашего края.
    Время начала Гражданской войны точно не известно. Известно лишь то, что она началась не сразу после Октябрьской революции. Как нам говорили в школе - сначала было триумфальное шествие советской власти, и лишь через некоторое время все, кто был ею недоволен, организовались и при поддержке иностранных интервентов, начали наступление на республику Советов.
    В наших краях символом  всей Гражданской войны стал тот самый единственный бой, который разгорелся на окраине Верх-Нейвинска 25-го августа 1918-го года. Этот бой стал решающей частью Верх-Нейвинской операции, в ходе которой белогвардейцы и белочехи разбили красных и смогли продвинуться от Екатеринбурга к Нижнему Тагилу и дальше, к Перми. Через год красные погнали белых обратно. И бой в наших краях тоже был, правда не у нас, а в Верхнем Тагиле. И нашу округу красные заняли без боя.
      Наш "митинг" был предварительным мероприятием перед большим военно-историческим фестивалем, который воссоздаёт бой у Верх-Нейвинска. Сам фестиваль начнётся завтра, в пятницу. Реконструкторы, обмундированные в полную форму белогвардейцев и белочехов должны пройти походным маршем от посёлка Таватуй через Чешский крест, стоящий недалеко от скал Семь Братьев и в воскресенье выйти к окраине Верх-Нейвинска, где и состоится реконструкция трагических событий столетней давности. На фестиваль съедется много гостей, в том числе журналисты из Чехии. И если повезёт чуть-чуть, то про фестиваль я тоже напишу.
    А вот почему не проводят "обратный" фестиваль, посвящённый изгнанию белых с Урала - этого я не знаю.

029



     Собираемся на автобусной остановке - том самом месте, откуда начинались многие наши походы по окрестностям. Сейчас нам предстоит пройти всего минут десять, правда по шпалам.

006

Тронулись. Шпалы под ногами у нас, как и положено , "лисьи". На каждой написано "ЛИС". Мы идём, а они так и мелькают:
-Лис-лис, лис-лис-лис.
Теперь-то знаю, почему они именно "лисьи". Эти шпалы были сделаны на бетонном заводе в городе Лиски Воронежской области. Идти неудобно, особенно тем, кто в обуви с мягкими подошвами. Невольно вспоминаешь времена стародавние, когда железная дорога была засыпана мелким гравием вместо сегодняшнего щебня. По нему было не в пример удобнее ходить.

010

   Вот и памятник. Тут нас уже встречают организаторы. Постоянные читатели моего блога должны знать их в лицо. Это Павел Анатольевич Исаков, Владимир Валентинович Семёнов и Надежда Фёдоровна Рябова. Перед нашим приходом площадка у памятника была заботливо выкошена, срублены кустарники, загораживающие вид, устроен длинный стол и навес.

012

     Венок. На траурной ленте всего три слова "Павшим в бою". Нейтральная надпись говорит о том, что мы, потомки, не разделяем тех воинов, что лежат в нашей уральской земле на красных, белых, чехов, венгров. Кто-то из них сражался за справедливость, и лучший мир, кто-то стал жертвой обстоятельств. И все они достойны нашей памяти.

015

   Выступает Павел Анатольевич Исаков. Он рассказывает нам о сути тех событий, что происходили здесь сто лет  назад. Потом слово берёт Олег Геннадьевич Лобанов, организатор вышеупомянутого фестиваля. Его версия прошедших событий немного отличается от версии Исакова.

036

     За основу Павел Анатольевич брал книгу А.М. Кручинина "Бои в верховьях Нейвы". Попробую пересказать всё, что слышал, своими словами. Если перевру немного, вы меня не осуждайте. Военная история - вещь сложная. И даже одна Верх-Нейвинская операция была целым комплексом событий, больших и малых. Что-то я мог и забыть.

037

А это карта-схема боевых действий. Снимок нечёткий, но основные надписи разобрать можно.

022

    Сначала о том, откуда в наших краях появились чехи. В Первую мировую войну чехи воевали на стороне Австро-Венгрии против России. Если помните, бравый солдат Швейк воевал именно так. Многие чехи, не желая сражаться за своих угнетателей-австрийцев, переходили на нашу, русскую сторону. В России из них формировали полки, которые сражались уже с Германией и Австро-Венгрией. Таких чехов было много - целый Чехословацкий корпус в составе Русской императорской армии.
     Корпус воевал и при царе, и при Временном правительстве. После социалистической революции и выхода России из войны корпус решено было отправить домой в Чехословакию. Отправить всю эту массу военных в Европу кратчайшим путём было нельзя, там всё ещё шла война. Поэтому решено было отправить их во Влвдивосток, там посадить на суда, отвезти в Америку, а уже оттуда  - в Европу.
     Переправить всю массу войск сразу было невозможно. Чехов отправляли потихоньку, эшелон за эшелоном. И когда первые эшелоны были уже в Восточной Сибири, последние находились ещё в центральной России. И вот, когда чехи растянулись почти на полстраны, им пришёл приказ от командования Антанты - вмешаться в революционные события в России. Целью всего этого было, наверное, даже не удушение зарождающегося социализма. Скорее всего цель была - "вернуть" Россию  в войну с немцами. Сделать это можно было только свергнув власть большевиков.
     И летом 18-го года Чехословацкий корпус начал войнув союзе с теми силами, которые стали называть Белым  движением.  Белым помог антибольшевистский мятеж, который полыхал на Урале в то время. Мятеж был и у нас, на Верх-Нейвинских и Нейво-Рудянских заводах. После его разгрома большевиками в наших краях остались белые партизаны, мятежники, ушедшие в леса.
    Белые и чехи захватили Екатеринбург и стали наступать вдоль железной дороги на Верх-Нейвинск и дальше на Север. Красные по той же дороге отступали. Затем они закрепились в районе Невьянска и решили оборонять весь этот район. Командование красных было в Невьянске. Там был даже аэродром с тремя самолётами. Красных было чуть больше тысячи человек, белых и чехов - чуть меньше.



      В общем, силы были примерно равны. Преимущество белых было в том, что их командиры были опытнее. Если красные командиры были нижними чинами или младшими офицерами, которых революция вознесла на самый верх, то белыми командовал полковник Войцеховский, кадровый офицер, учившийся в Академии Генштаба. Он прошёл всю Первую мировую войну во главе чехословацкого полка имени Яна Жижки. Он не был чехом, фамилия его скорее польская. Войцеховский был русским офицером, затем генералом, и он прошёл с Белой армией всю Гражданскую до самого бегства Врангеля из Крыма.

024

     Белые скапливались на станции Таватуй, о чём узнала авиаразведка красных. Но красные сделали из этого факта неправильный вывод. Они подумали, что белые готовятся к обороне. А белые решили наступать. Они разделились на две группы. Одна группа атаковала красных в лоб. Это был отвлекающий маневр. Основные силы белых ночью по лесам обошли озеро Таватуй и вышли красным в тыл (на схеме этот обходной маневр белых нарисован довольно хорошо) . Вёл их какой-то лесничий, который им сочуствовал. 
     Белые свалились на красный Верх-Нейвинск как снег на голову. Стремительно захватили посёлок, захватили больницу, в которой, как они предполагали, находится много раненых красных командиров. Но в этом они ошиблись - командиров уже эвакуировали на север. Целью белых была станция. Затащив своё единственное орудие на заводскую плотину, белые ударили по ней прямой наводкой. На станции началась паника. Кто-то успел прорваться на север по железной дороге, пока она была свободна, но многие красные остались в "котле". С севера наступала группа белых, обошедшая вокруг озера, с юга - ещё одна группа, идущая от Таватуя.
      В "котле" оказался и бронепоезд красных и ещё один поезд, состоявший из блиндированных вагонов. Как выглядели эти вагоны можно понять по фото. Это чешский бронепоезд "Орлик " с множеством  пулемётов на крыше, захваченный у красных. Вагоны имели двойные деревянные стенки, промежутки между которых были заполнены кирпичом.



    Поезда не могли уехать с блокированного участка дороги, они могли только ездить туда-сюда и отстреливаться. Подбить их, не имея артиллерии, белые не могли. Гранаты эти поезда не брали. Если какая-нибудь граната залетала внутрь вагона через окошечко, то её красные выкидывали обратно.
     Участь поездов решилась довольно скоро. Бывшие студенты Горного института, воевавшие на стороне белых, перенесли на руках орудие через лес и ударили по паровозу. Вагоны встали. Потом белым удалось их поджечь. В тех вагонах и были венгры. Венгры пришли в русскую революцию  через войну и плен. Многие венгерские военнопленные примкнули к красным, поверив их идеям.
      Когда чехи ворвались в сгоревшие вагоны, живых там уже не было. Согласно преданию венгры и чехи люто ненавидели друг друга. Поэтому венгры предпочли сгореть заживо, чем сдаться в руки чехам, от которых можно было ожидать только лютой казни и мучений. Так ли это было на самом деле, мы не знаем. Многие красные, которым удалось прорваться сквозь блокаду белых, ушли через леса на северо-запад к станции Кын, до которой было 150 километров.
     На другой день после своей победы белые согнали местных жителей на расчистку завалов. Из сгоревших вагонов извлекли 39 трупов. Их похоронили на том месте, где сейчас стоит памятник. На месте захоронения поставили простой деревянный крест из двух палок вроде католического. С номером. Что это был за номер и для чего он был нужен - мы не знаем. А вообще в той битве погибло более трёхсот красных. Потери белых и чехов были куда меньше. Чехи увезли своих погибших в Екатеринбург и похоронили на Михайловском кладбище. И ещё двое казаков похоронены в самом Верх-Нейвинске.

034

    В советское время об этой битве старались сильно не вспоминать, ибо она закончилась поражением красных. И естественно, никто не пытался найти какие-нибудь свидетельства "с той стороны". С чешской. Власти буржуазной Чехословакии не стали бы сотрудничать в этом вопросе с советскими товарищами, а когда Чехословакия стала социалистической, то там о чешских легионерах тоже старались не вспоминать, чтоб не поколебать дружбы между нашими народами. 
     Погибших верх-нейвинцев назвали всех поимённо. Их имена записали на гранях памятника Железному Шару, а 39 сожжённых красноармейцев и венгров остались безымянными. На крест приколотили деревянную табличку с надписью. И всё.
     Вспомнили о погибших только в 50-х годах перед сорокалетием Октября. Тогда стали опрашивать оставшихся в живых участников и очевидцев событий Гражданской войны. Естественно, за сорок лет многое забылось. Забылась даже дата битвы. Почему-то решили, что бой был 22-го сентября. Так и написали на чугунной доске, отлитой в Верх-Нейвинском заводе. А ещё написали "... заживо сожжённых колчаковцами". Насчёт колчаковцев тоже неверно. Адмирал Колчак в то время ещё не был Верховным правителем и был мало комуизвестен. Его звезда взойдёт чуть позже. 
     Недостаток достоверной информации привёл к тому, что вокруг этого боя возникли легенды. А.Д. Ханжин говорил, что знал человека, предок которого был очевидцем сожжения этих несчастных красноармейцев и ещё одной санитарки. Легенды упоминают и какой-то белогвардейский самолёт, который летал и расстреливал красных из пулемётов, кидал на них бомбы и убил шесть человек А ещё машинист, который отказался вести поезд с белыми и за это был расстрелян.
      Монстры уральского краеведения спорят о том, был ли  в битве Алапаевский полк  красных в полном составе или от этого полка был здесь только батальон. А ещё пушки, пушки... Полевые были пушки или горные?

033

     На моей малой Родине в Нейво-Рудянке тоже есть свои легенды о том времени. Будто бы в маленьком, но страшно глубоком озере рядом с вокзалом на дне лежит паровоз, который упал туда во время Гражданской. И что за деревушкой Столбяное (это там, где сейчас станция Нейва) кого-то расстреливали.
     Получается, что каждый из памятников эпохи Гражданской войны в наших краях - это братская могила. Многие из этих памятников мы посещали. И везде на табличках только общие слова. Никакой конкретики. Сколько человек тут похоронено, кто похоронен, при каких обстоятельствах они погибли. Самое подробное описание - на нашем монументе.
    Памятник стоит хоть и не в лесах, но всё равно на отшибе. Идти к нему трудно, и посещают его достаточно редко. Власти хотели сделать памятник более доступным. Для этого к нему планировалось прорубить дорогу и благоустроить территорию вокруг.  Дорога до памятника должна была получиться довольно длинной. Поэтому долгие годы денег на дорогу не находилось, а потом советская власть кончилась. И теперь естественно никто дорогу  сюда делать уже не станет. А в 1993-ем году памятник вообще хотели снести. Времена изменились и белые были признаны хорошими, а красные наоборот плохими.
     Мы становимся возле монумента и фотографируемся.

053

А мимо пролетают поезда и машинист каждого, завидев нас, даёт гудок. Как тут не вспомнить знаменитое:

Летят самолёты,
Привет Мальчишу,
Плывут пароходы,
Привет Мальчишу,
А пройдут пионеры,
Салют Мальчишу. 

043

А мы идём за стол, чтоб продолжить нашу беседу о Гражданской войне в более неформальной обстановке.

062

Правда не всем нравятся наши застольные беседы на тему краеведения. Жене jennifer_hot от обилия краеведческих скучных разговоров хочется повеситься.

065

Мы важно рассуждаем о временах прошедших и яростно отмахиваемся от злых комаров, которых тут в лесу огромное количество. А потом вдруг налетает сильный ветер.
-Будет гроза.
-Нет, не будет.
-Нет, будет.
-Спорим.
Женя и Олег Геннадьеви поспорили на коньяк. Быстро собираем тент. Стемнело. Уже в темноте поём песню про Щорса. Очень уж располагающее место, обстановка и настроение.

068

А когда мы пошли по дороге домой, хлынул дождь. Под проливным дождём мы идём по железной дороге, подсвечивая себе путь фонариками. Мне достался "фонарик с музыкой". Чтобы он не намок, я спрятал его под куртку и оставил небольшую щель, чтобы светить. И теперь у меня за пазухой и свет, и музыка.

073

Гремит гром. По небу ходят длинные сполохи.
-Это гроза?
- Да вроде нет. Это ж не молнии, это просто зарницы.
Потом решили, что если есть гром, то это всё-таки гроза. И посему Олег Геннадьевич коньяк Жене проспорил.
     Мокрые до последней нитки, мы добираемся до той же автобусной остановки, откуда начался наш путь. Спешить нам уже некуда. Последний автобус давно ушёл. Поэтому здесь у нас продолжение "банкета".

078

До последнего рубежа нас дошло только восемь человек. Остальные ушли раньше, до дождя. А мы потом вызвали такси и разъехались по домам.

080

Так и закончился для нас этот незабываемый день. Хочу сказать огромное спасибо всем, кто организовал этот мини-поход, всем, кто присутствовал. И в самом конце пожелание, к которому, я знаю,  присоединятся все.
-Дай Бог, чтобы этот бой был первым, единственным и последним в наших краях.

Posts from This Journal by “#Урал” Tag

  • Кунара или 40 лет спустя.

    В воскресенье мы с моей мамой и её соседями ездили в Кунару. Соседи - это дядя Серёжа и дядя Володя. Люди, которые нам постоянно помогают, котрые…

  • Грифон с напильником.

    Взято отсюда. Фото 1929-го года. Златоуст. Группа студентов-практикантов и техперсонал завода. А какого завода? И тут я обратил внимание на…

  • День, пропахший порохом.

    Вчера на поляне возле лыжной базы в посёлке Верх-Нейвинском состоялся военно-исторический фестиваль, посвящённый тому самому единственному бою,…

  • Написано на хребте Молебном

    Игорь Обухов, о котором я неоднократно писал в блоге, недавно вернулся из похода по Северному Уралу. Этот поход отличался от других тем, что в…

  • А где ж завод?

    Тут я нашёл у Яремко в "Яндекс-фотках" довоенное фото Верх-Нейвинска. Снято с горы Киндерейки. Всё вроде на месте. Никольский храм, Воскресенский…

  • Механизм.

    Сегодня в своих "Яндекс-фотках" копался. Нашёл вот это. Это переднее колесо древнего мотоцикла "Харлей-Дэвидсон". А шестерёнки зачем? Оказывается…

  • Третье рождение обители.

    Я конечно знал, что где-то в лесах за Невьянском есть деревня Сербишино. Мой друг Олег Есаулов говорил мне. -Если ехать по дороге, то сначала…

  • Приметы ушедшего мира.

    Недавно заходил к нам Юрий Георгиевич Коровин, известный наш коллекционер древностей. И обычно он ходит не с пустыми руками. На этот раз в руках…

  • И ещё один день в подвалах Ошуркова

    Сегодня приехали из Екатеринбурга, с мастер-класса. Это был третий наш мастер-класс в Доме купца Ошуркова, в Центре традиционной культуры…


promo guriny октябрь 13, 2017 01:24 7
Buy for 10 tokens
Знаете ли вы, что на железной дороге Кируна-Нарвик, которая пересекает Северный полярный круг, на самом мощном в мире электровозе работает женщина. Её зовут Катрин Лоннстрём, и работает она на огромном железном монстре одна, без помощника. Работает восемнадцать лет и любит свою работу. Деловито…

  • 1
Очень интересно! Спасибо!

Насчёт взаимной нелюбви чехов и венгров сущая правда. И у Гашека эта тема через всю книгу проходит, и до сих пор это сохранилось


У Гашека - скорее нелюбовь к австриякам. Венгров, помнится, не любил сапер Водичка ("Плохо ты, Швейк, знаешь этих мадьяр!")
Нелюбовь логичная - титульная нация империи заставляет подчиненные народы идти на ненужную им войну.
А вот кто заставил тех же чехов воевать за чужие идеи? Венгры-то ладно - они поверили в единство мирового пролетариата и светлое коммунистическое будущее... А чехи за что?

В Австро-Венгрии, как следует из названия страны, было две титульные нации. И если первая в списке к чехам относилась вполне лояльно, то вторая на своей территории их откровенно гнобила.

> титульная нация империи заставляет подчиненные народы идти на ненужную им войну.
а кто размахивал костылями с криками "На Белград?" :)

С нужностью/ненужностью там все непросто. Террорист застрелил наследника престола, а страна, которая их поддерживает, отковено издевается и саботирует расследование.

>> В Австро-Венгрии, как следует из названия страны, было две титульные нациb
"Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол"- не верь глазам своим"
По названию - да. По факту - вряд ли. Потому и бузили регулярно.

>> Террорист застрелил наследника престола
А нефиг было Боснию и Герцеговину захватывать. Аннексии - они дорого обходятся. Причем, дорого обходятся не только виновнику.

>> а кто размахивал костылями с криками "На Белград?" :)
Идиот же!

Много ли чехов жило на территории Транслейтании? Едва ли. Да и венгры всё равно были вечно вторыми в Австрийской империи. Собственно, Австро-Венгрией она стала лишь в 1867 году, после разгрома от Пруссии. До этого немцы почему-то не стремились приподнять венгров на один уровень с собой. Кроме того, в конце XIX века существовала идея реформирования двуединой Австро-Венгрии в трёхединую, где третьей стала бы Чехия. Естественно, венгры от всего этого были не в восторге, и хороших чувств к чехам не испытывали. Да и самое простое: какая доля населения Австро-Венгрии владела немецким языком, а какая - венгреским? Много ли венгерских генералов было в их армии в Первую мировую войну?

>> А вот почему не проводят "обратный" фестиваль, посвящённый изгнанию белых с Урала - этого я не знаю.

Потому что белые в итоге победили. Когда казалось, что победили красные, никто же не удивлялся отсутствию белогвардейских патриотических отрядов.
И, мне кажется, упущен очень важный момент. Сгорели не просто красноармейцы и венгры. Сгорели раненые. Кто смог - ушел. Эти - не смогли.

Победили белые, а памятники стоят красным.

Все только начинается. Флаг уже поменяли, улицы уже переименовывают, дойдет и до памятников.
Или оставят этот памятник, но посвятят его героической победе белых рыцарей сан пёр и сан репрош. Победе над красными варварами и иностранными наемниками.

Вроде, на станции Верх-Нейвинск был бой и в июне 1918 г. при ликвидации Невьянского восстания.

может и был, только я не слышал. Спрошу.

Это два разных боя.

Наверно, когда мятеж подавляли, то и боя никакого не было. Когда мятежники увидели, что красные настроены по-боевому, то они просто смылись в лес.

Я и не говорю, что один.

Аэропланы, кстати, действительно были. Один из них 23 августа был сбит пулеметным огнем с земли при бомбардировке станции Таватуй. Пилот Степанов, летнаб Крузе. Через десяток лет Крузе будет на своем самолете возить печатные гранки газеты "Правда" из Москвы в Ленинград. Потом станет полярным летчиком.

Достаточно познавательно и интересно. Спасибо.

  • 1