Есть в городе Новоуральске улица Заречная. Во дворах этой улицы Заречной стоит бетонный забор. За ним находится комбинат благоустройства. Вот он. Обыкновеннейшее двухэтажное здание. Рядом с ним стоят обыкновенные машины, где- то рядом возвышается биотуалет и желтеет вывеска: "Ритуальные услуги".

От всех прочих контор советского типа этот домишко отличается лишь литой металлической вывеской.

А вот рядом с ним находится нечто интересное.

Прямо на земле лежат скульптуры. Их пять. Они выполнены из какого-то нержавеющего сплава. Они огромны, в два раза больше человеческого роста. Это коммунисты, идущие в бой. Солдаты Гражданской войны на Урале.
Ведёт их в бой Комиссар. Мужчина в фуражке со звездой. Он сжимает в руках древко красного знамени.

Время, обстоятельства и равнодушные люди не пощадили это металлическое знамя. Оно безжалостно скомкано, свёрнуто. А должно было развеваться и осенять весь небольшой отряд.

Все пятеро лежат рядом. Как будто грянул взрыв, разорвался рядом белогвардейский снаряд и сразило всех осколками. И выражения их лиц какие-то умиротворённые. Закончилась для них война, прекратились страсти и боренье чувств. Всё, что могли эти люди сделали.

Их пятеро. Комиссар, Старый Мастер, Молодой Рабочий, Ученик и Девушка. Нерушимый союз партии и пролетариата. Только двое из них при оружии. Старый Мастер и Молодой Рабочий несут за плечами винтовки. Хотя Комиссар тоже должен быть вооружён, на нём не видно ни кобуры, ни портупеи.

Одеты все во что-то обыденное, обыкновенное для рабочего Урала тех лет. Пиждачки, рубашки-косоворотки, а Старый Мастер вышел бороться за Советскую власть в рабочем фартуке. Наверно, прямо с работы.

Девушка тоже в повседневной одежде и в платочке. Девушек, одетых точно так же, я часто встречал на фольклорных праздниках.
Лицо Девушки.

Лицо Старого Мастера.

Лицо Молодого Рабочего.

Лицо Ученика.
Рядом с фигурами находятся металлические постаменты. На каждом из них определено место, кому где стоять.

В подошвы фигур вмурованы мощные болты. Они должны были связать фигуры с их постаментами.


Этот памятник был заказан в самом конце эпохи развитого социализма. К 91-му году или чуть раньше его привезли в город и хотели установить. Когда-нибудь я выложу здесь то место, где этот памятник должен был стоять.
Скорее всего на установку памятника не нашли денег. Пока деньги искали - социализм кончился. А теперь никто уж и не соберётся поставить этот монумент, который является носителем "чуждой идеологии". Так эти коммунисты и останутся лежать здесь. Дай Бог, чтоб их просто не переплавили. Хорошо, что так и не нашёлся умник, который бы решился поправить материальное положение Новоуральска путём сдачи десятков тонн ценного металлического сырья.
Люди забыли об этом памятнике. Рассказываешь им о нём - удивляются. Я как-то думал, почему бы сегодняшним коммунистам не попытаться установить монумент самостоятельно. Была же у нас в кандидатах от коммунистов богатая женщина Красничкова. Вот взяла бы да и...
А сейчас я думаю вот о чём. В лежащем, поверженном виде памятник действует куда сильнее. Он очень ясно говорит нам о трагизме Гражданской войны. И нашим новоуральским коммунистам стоило бы приносить живые цветы и сюда. Красные гвоздики - спутницы тревог. Ведь памятник лежащий остаётся памятником. От того, что его не поставили, он ведь не превратился в груду металла.
С чем бы его сравнить, наш памятник? А вот и придумал с чем. Это Пер Лашез. Стена Коммунаров.

А потом мы пошли к выходу.
На самом выходе увидели портрет Сталина. Он служит рекламой какой-то конторы ритуальных услуг. "Фотоовалы для надгробных памятников".

Journal information