guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Всё, что осталось от Кировградской узкоколейки.



Город Кировград Свердловская область.





       Об этой дороге я знаю по рассказам родителей. Когда-то от Нейво-Рудянки до Кировграда можно было добраться только по ней. Автомобильная дорога, наверное тоже была, но вряд ли она была хорошей. В Рудянке люди выходили из электрички и шли на другой вокзал, узкоколейный. Оба вокзала стояли рядом.
      Поезд довольно долго шёл по старинной заводской плотине. И из окон вагончиков открывался потрясающий вид на Рудянский пруд и синие Уральские горы вдали.  Потом поезд зигзагом проходил по улицам Рудянки мимо древних деревянных домиков и уходил в лес.
      Мама рассказывала, что иногда тепловозик сходил с рельсов. Тогда все пассажиры выходили из вагонов и, поднатужившись, вталкивали его обратно.
Вот что видели в окно пассажиры нашей "кукушки".

PA032035
    Эта дорога соединяла Кировград с Нейво-Рудянкой, а потом шла дальше к медным рудникам Лёвихи. У дороги были ответвления к медным шахтам в Белоречке и к небольшому заводику, который пережигал известь. Построена эта дорога была то ли в 1916 году, то ли ещё раньше. Сергей Болашенко посетил дорогу  когда она ещё работала и подробности можно найти на его сайте. 
     Разбирать дорогу начали рано. Ещё в шестидесятых годах. Тогда демонтировали ту её часть, которая шла от Рудянки до Кировграда. Ту часть, что шла от Кировграда до Лёвихи  разобрали гораздо позже. Так что её застал даже я.
     Центром всей дороги был Кировград. Вот это здание- кировградский автовокзал. Одновременно он было и вокзалом.  Вокзал имел два выхода. С "лицевой" строны Кировградская автостанция, а с "оборотной" станция "Узловая". Внутри вокзала небольшой зал ожидания. Раньше там было две кассы - автобусная и железнодорожная.  И два расписания.





     Вот то же самое здание с другой стороны. А всё пустое теперь место перед ним занимали пути. Сколько их тут могло поместиться, узкоколейных путей? Наверное, штук десять. И почти все они были заставлены думпкарами с рудой. Только первый путь возле самого вокзала был для пассажирских поездов.

Белоречка. 220.jpg

  В этом же здании располагалось и управление Кировградской УЖД, которое было одним из подразделений Кировградского медькомбината. А выход на платформу был здесь. Вот над теми дверями и висела надпись:"Станция Узловая". Сохранились и часы вокзальные.  Наверняка они показывали московское время, как и на всей железной дороге. Я помню как удивился, увидев московское время на железнодорожных часах на станции "Кедун-Быково" в Нижнем Тагиле.
-А что, на узкоколейке тоже время  московское?


    Коротенький пассажирский поезд отходил от вокзала и уходил  по дуге куда-то далеко. Вон туда.  Теперь вся бывшая дорога заросла лесом, а раньше здесь было совсем открытое место, по которому тянулась насыпь.

Белоречка. 221.jpg

   Возле вокзала стоит депо, в наши дни основательно заброшенное. А ведь оно было построено в 1923 году и имеет довольно интересную архитектуру. Когда-то на его фронтоне красовались шесть башенок, увенчанных своеобразными "рыбьими головками". Потом стену надстроили белым кирпичом, и "рыбьи головки" стали выделяться на ней небольшим рельефом.

Белоречка. 225.jpg


А этот снимок прошлогодний. Или позапрошлогодний. Тогда ещё у здания депо были двери, обитые железом. Теперь и их сняли.

Двери депо1.jpg
   Обратите внимание. На башенках есть рельефные рисунки. Такой вот модерн периода НЭПа.

Белоречка. 226.jpg

      А внутри депо всё пусто. Рельсы, смотровые ямы и  грунт, навечно пропитанный мазутом. Когда-то сюда заезжали паровозы, потом тепловозы ТУ2, потом ТУ7. Паровозов я не помню. В моё время их уже не было даже на дальних путях. Там на дальних путях стоял и ржавел ТУ2. Наверное, последний.В моё время - это в начале восьмидесятых, когда я, будучи в пионерском возрасте, впервые обратил на эту дорогу внимание.
      Я приехал на автовокзал и вдруг вышел "в другую дверь". И сразу попал из автобусного мира в новый и удивительный для себя мир крошечной, но "вполне настоящей" железной дороги. И потом каждый раз, когда мне случалось приехать в Кировград, я ходил сюда. Жаль, что у меня в детстве не было фотоаппарата.



      На месте бывшей станции сиротливо стоят теперь три цистерны. Стоят, пока некто шустрый их не распилит и не сдаст в металлолом.


Кировград. Бывшее депо УЖД.jpg

Белоречка. 222.jpg

   Последние рельсы Кировградской УЖД. Они ведут на Медькомбинат (теперь Производство Полиметаллов Уралэлектромеди). Это кстати тоже прошлогодняя фотография, теперь рельсов здесь нет. Были у меня недавние снимки последних метров УЖД, там где дорога упирается прямо в бетонный забор комбината, но я их случайно удалил.




    А внутри комбината проложена широкая колея. Она выходит из завода и идёт на станцию Ежёвая, а оттуда к станции Шурала и выходит на дорогу Екатеринбург-Нижний Тагил.  Конечно, надо было написать Ежовая, через "О", но на всех картах, расписаниях и тд написано именно через "Ё". Какой-то грамотей написал десятилетия назад название станции с ошибкой, и так с тех пор никто этой ошибки не исправил.
    За заводским забором виднеется вагон и мешки. Эти мешки верный признак того, что завод работает на металлоломе. Наш Верх-Нейвинский завод ПСЦМ тоже завален подобными мешками. В них металлолом и приходит.


     Кстати, узкоколейная дорога продолжается и внутри завода. Она выполняет функцию внутризаводского транспорта. Она электрифицирована. На сайте екатеринбургской епархии я нашёл фото заводского узкоколейного электровоза. Вот он. Весь в праздничных шариках.

22

       А я увидел довольно высокую железную мачту. Наверное, она раньше использовалась для освещения станции, там стояли прожекторы. Позади мачты тоже стоит цистерна, а на ней большими буквами написано "Shade". "Тень".
Мачта.jpg

     Высотой она метров двадцать. Ну как же не залезть наверх и не посмотреть на Кировград с высоты птичьего полёта. Пока лез такого страху натерпелся. К тому же там, в высоте мачта ощутимо качается от ветра.
      Зато сделал несколько снимков сверху. Это депо. За ним огромная труба и цеха ППМ.

Белоречка. 239.jpg

   А вот туда уходила дорога. Гора на заднем плане - это Ежовая. Там сейчас горнолыжный курорт. Узкоколейка проходила под самой горой. Кстати, гора Ежовая там, а станция Ежёвая совсем в другом месте.

Белоречка. 236.jpg

   А за станций и озерком жил Василий Кондратьевич. Мы с бабушкой однажды ходили к нему в гости.
Белоречка. 236.jpg
Он, как и бабушка, был старообрядцем-беспоповцем.  Высокий крепкий старик с большой седой бородой. В юности он работал на приисках и был ударником. Он показывал мне свою "ударную карточку".
     При Сталине всем, кто отличился в труде, давали подобные карточки. По ним можно было отовариться в "закрытом распределителе". Купить какие-нибудь продукты или промтовары, недоступные тем, кто трудился так себе. А староверы все были трудягами. Их жизнь заставляла. Нужно было хорошо работать, чтобы власть не обращала внимания на их веру.
     Рядом сбывшей станцией большой автопарк. Он тоже принадлежит ППМ.

Белоречка. 234.jpg

  А это вокзал, а за ним ещё одно крупное предприятие Кировграда -Завод Твёрдых Сплавов.

Белоречка. 237.jpg

Цистерны, вид сверху.

Белоречка. 238.jpg

  Ну вот и всё. Пора слезать с мачты, пока ветром не продуло. До свидания, город Кировград. Я когда-нибудь опять сюда приеду.
Tags: Кировград, вид сверху, железная дорога, родина
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Минеола.

    Однажды, просматривая фотки в «Рэйл Пикчерс», я обнаружил вот это фото. Вроде, ничего необычного. Потрёпанный частный вагон, каких было много в…

  • Дизель в Среднеуральск.

    Сегодня в новостях читаю: "Из Екатеринбурга в Среднеуральск пустили рельсовый автобус". Ого! Я был удивлён и обрадован. Но, оказывается, пустили…

  • Привет от "мафии глухонемых".

    Недавно увидел вот такой календарь со Сталиным. Небольшой такой чёрно-белый календарик за 1976-й год, помещающийся на ладони. Довольно скверного…

  • Только потрогать.

    Мне было года четыре. Или пять. Мы с мамой возвращались из Рудянки в город. Я стоял на платформе рудянского вокзала и смотрел на мчащийся поезд.…

  • Мы вернулись из Сибири.

    Сегодня утром вернулись из Тобольска. Вчера ещё были на диком бреге Иртыша,а сегодня на утином бережку нашего пруда. Уток на вокзале стало,…

  • Советский железнодорожный мега-проект.

    Давно я не заглядывал во "Фликр" в поисках чего-то старинного и железнодорожного. И вдруг... Я нашёл одного американского коллекционера старых…

  • Сегодня в России ещё и День Железнодорожника.

    Сегодня в один день сразу три праздника. Один праздник громкий - День Десантника. Второй потише - День Пророка Илии. И самый тихий из сегодняшних…

  • Сюрприз, однако.

    Недавно мы ездили в Екатеринбург. И на нашем Верх-Нейвинском вокзале, прямо на столбе вдруг видим вот такое объявление: "Фото и видеосъёмка…

  • Ещё немного железнодорожных фото.

    Давно не находил ничего нового и интересного железнодорожного. А тут вдруг на "Фликре "обнаружил. Центр железнодорожной фотографии. "Центр" этот…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Минеола.

    Однажды, просматривая фотки в «Рэйл Пикчерс», я обнаружил вот это фото. Вроде, ничего необычного. Потрёпанный частный вагон, каких было много в…

  • Дизель в Среднеуральск.

    Сегодня в новостях читаю: "Из Екатеринбурга в Среднеуральск пустили рельсовый автобус". Ого! Я был удивлён и обрадован. Но, оказывается, пустили…

  • Привет от "мафии глухонемых".

    Недавно увидел вот такой календарь со Сталиным. Небольшой такой чёрно-белый календарик за 1976-й год, помещающийся на ладони. Довольно скверного…

  • Только потрогать.

    Мне было года четыре. Или пять. Мы с мамой возвращались из Рудянки в город. Я стоял на платформе рудянского вокзала и смотрел на мчащийся поезд.…

  • Мы вернулись из Сибири.

    Сегодня утром вернулись из Тобольска. Вчера ещё были на диком бреге Иртыша,а сегодня на утином бережку нашего пруда. Уток на вокзале стало,…

  • Советский железнодорожный мега-проект.

    Давно я не заглядывал во "Фликр" в поисках чего-то старинного и железнодорожного. И вдруг... Я нашёл одного американского коллекционера старых…

  • Сегодня в России ещё и День Железнодорожника.

    Сегодня в один день сразу три праздника. Один праздник громкий - День Десантника. Второй потише - День Пророка Илии. И самый тихий из сегодняшних…

  • Сюрприз, однако.

    Недавно мы ездили в Екатеринбург. И на нашем Верх-Нейвинском вокзале, прямо на столбе вдруг видим вот такое объявление: "Фото и видеосъёмка…

  • Ещё немного железнодорожных фото.

    Давно не находил ничего нового и интересного железнодорожного. А тут вдруг на "Фликре "обнаружил. Центр железнодорожной фотографии. "Центр" этот…