guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

Игрушечная железная дорога и её владелец.



     Я хочу рассказать об одном человеке. Наверное, в нашем городе он такой один. Как-то давно я писал об игрушечных железных дорогах. И даже говорил, что настанет однажды день, когда этот человек придёт к нам в СЮТ, разложит на полу своё богатство, а мы в это время будем с фотоаппаратом. И вот, на днях это случилось. Добрый железнодорожный волшебник пришёл в наш кабинет, а мы смогли его сфотографировать.





   Зовут его Александр Порваткин. Он всё детство проходил в авиамодельный кружок. Делал летающие модели самолётов. А потом вырос, и в кружок его пускать перестали. Закон есть такой - человеку после 18 лет заниматься в Станции Юных Техников запрещено. Исключение только для тех, кто ходит в платные группы для взрослых. Только вот у авиамоделистов платных групп нет.



   Тогда Саша увлёкся железнодорожным моделизмом. А непосредственным поводом для визита в наш СЮТ стало то, что он купил новый тепловозик. Называется он ТЭМ7А. Это самый крупный и мощный из отчественных маневровых тепловозов. Такие локомотивы используют на очень больших сортировочных станциях. Ближайшим к нам местом, где такие тпловозы работают, стала станция Свердловск-Сортировочный.



     Помните, какими были игрушечные железные дороги нашего детства? Большая коробка, а в ней всё - рельсы, локомотивы, вагоны. Сегодня всё это усложнилось многократно. Современная игрушечная дорога - это тот же конструктор. И самые главные его составляющие уже невозможно собрать самостоятельно. Для этого нужен профессионал.



   Насколько я понял, есть фирмы, выпускающие какую-то основу - моторы, тележки, элетрооборудование. И есть люди, которые на основе всего этого делают локомотивы и вагоны конкретного типа. Именно того, который нужен заказчику-моделисту. Как делают корпуса локомотивов? Наверное обрабатывают пластик на фрезерных станках с электронным управлением, потом склеивают. Затем красят специальной краской. Наносят декали - переводные картики с крошечными надписями.
    Тут всё по-нстоящему. Марка и номер локомотива, знак РЖД и название железной дороги, где тепловоз работает - Свердловская. Скорее всего и номер реальный.



   В советское время все игрушечные дороги, которыми мы играли в детстве, выпускались фабрикой "Пико" в ГДР. Характерной особенностью этой фабрики было то, что на ней работало много школьников. Как мы работали токарями на заводе УАМЗ, так и немецкие подростки работали на "Пико". Они были сборщиками. Собирали воедино паровозы и вагоны из крошечных деталей. Объёмы были огромные. Нужно ж было обеспечить игрушечными дорогами весь социалистический мир. Поэтому ассортимент был скудным. В СССР поставлялись по-моему всего два типа локомотивов и шесть или семь типов вагонов. Эта фабрика существует и по сей день. Например у Саши именно там были изготовлены все рельсы.
    Пока железная дорога не собрана, у нас в кабинете идёт обычная работа с берестой. Кстати. Обратите внимание на баночку со спиртом. Этим спиртом нужно время от времени протирать рельсы, чтобы на них не было грязи и всегда был контакт с колёсами. Именно через колёса происходит токосъём. То есть по грязным рельсам локомотив может и не поехать. А мы-то в детстве не знали, играли  без всяких чистящих средств.
 


Мы ждём, а Александр "священнодействует" - раскладывет и подстыковывает рельсы.



   Раньше для управления дорогой была лишь одна кнопка "пуск". Нажмёшь её- паровозик едет. Теперь же управление дорогой осуществляется через специальный пульт "мультимаус". Он регулирует скорость и направление движения, подстветку, разные "звуки двигателя", тифон и свисток. Что такое тифон , я не знал. Оказалось, что это гудок. На более сложных макетах всё движение регулируется компьютерными программами.



    Звуки можно записать самые разные. Это тоже делается по заказу. На нашем тепловозике записаны работа дизеля, его запуск и остановка, свистки и гудки. Можно записать стук колёс и объявления вокзального диктора. Саша сокрушался, что звук двигателя записан "не тот", с какого-то другого тепловоза и обещал это исправить в будущем. Но нам, крестьянам, сойдёт. Наш слух не настолько музыкальный, чтобы различать "песни" разных дизелей.



   Сначала Саша поставил тепловоз и погонял его немного. Для установки локомотивов и вагонов на рельсы существет специальноне приспособление. Голыми руками, особенно руками неумелыми, модели лучше не брать. Можно сломать тончайшие поручни, которые окружают тепловоз. Да там и других очень хрупких деталей хватает. Раньше, когда дорога была игрушкой, а не произведением ювелирного искусства, таких мелких и хрупких детлей не было.  



И вот, наконец всё собрано, всё ездит и звучит.



    Мы собираем зрителей с разных кабинетов. В наше время игрушечная железная дорога - это аттракион, который увидишь не каждый день. Кто видел такую штуку воочию? Иногда мне кажется, что только сами моделисты, да ещё те, кому посчастливилось посетить Гранд-макет в Петербурге. Только там можно видеть ездящие крошечные поезда. Даже в Музее истории и техники Свердловской железной дороги макеты для посетителей не включают. Если помните, там на макете две станции - Ревда и Верх-Нейвинск. Обе станции выглядят живописно, но даже там , в Екатеринбурге, локомотивы не соответствуют реальности. Хотя, кто будет приглядываться к мелочам?



Гости достают планшеты и телефонвы и фотографируют, фотографируют.







А потом мы выключаем свет. И тепловозик едет уже в темноте, подсвечивая себе путь прожектором.



Подсветка тоже очень разная. Есть прожектор передний, есть задний, есть габаритные огни. Есть подсветка кабины и экипажной части, то есть тележек. Всё как в жизни. Вся подсветка включается с "мультимауса". Только Вот главный прожектор переключается по направлению движения автоматически. Куда тепловозик едет, туда он и светит.



-А поедет ли твой поезд с моим вагончиком?
-А сможет ли мой паровозик ехать по твоей дороге?

Такие вопросы возникли у меня ещё давно. Теперь настала пора это проверить. Пытаемся подцепить мой маленький старенький вагончик к гигантскому ТЭМ7. Они сцепляются далеко не сразу. Может быть, за столько лет конструкция сцепки изменилась.




Ретро-поезд.



    Вагончик катается по кругу вполне  "как тут и был". А вот старый паровоз на новых рельсах работать отказывается. Наверное, в нём давно уж перегорел двигатель. Или напряжение в сети не совпадает. Ну и как не сделать совместные постановочные фото. Прошлое и настоящее игрушечных железных дорог.




   Если приглядываться и сравнивать одно с другим, то очень заметно как топорно смотрятся мои старые модели. Насколько они непроработаны, насколько в них мало деталей. Раньше я этого не замечал, и даже такие модели казались мне чудом.  Теперь сравнил.



   Ну вот и всё. Представление закончено, дети расходятся. А я сижу и думаю - как всё-таки изменился мир. Если раньше железная дорога была хоть дорогой, но вполне обычной игрушкой, то сейчас она стала уделом своеобразной "элиты". Цены на локомотивы и вагоны стали такими, что купить их очень и очень трудно. Общая цена на модель тепловоза ТЭМ7А достигла 36 тысяч рублей. С учётом моторов, окраски, подсветки, звукового декодера и ещё чего-то, что я не запомнил. И это ещё не всё. Если менять "звук дизеля" на "родной", то цена несомненно ещё возрастёт.



Вагоны стоят по пять-шесть тысяч. У Саши есть три локомотива и 12 вагонов. Сколько это всё стоит- я боюсь и гадать. Причём это только рельсы, шпалы и подвижной состав. А если заказывать вокзалы, автомобили, краны, водонапорные башни и здания депо - то тут пахнет миллионами. Вот почему я со всей уверенностью говорю, что Александр - единственный в городе владелец современной игрушечной железной дороги.
    И было бы очень и очень здорово увидеть как-нибудь её всю.  В этот раз не удалось. На втором тепловозе ТЭМ1 сломался звуковой декодер. Для того, чтоб его починить, нужно отправлять тепловоз мастеру в Петербург. Всё это долго и хлопотно. А ещё я подумал, что если бы я был директором СЮТа, то заказал бы подобную железную дорогу для того, чтобы показывать её детям. Отвёл бы специальную комнату. И потихонечку стал бы собирать весь этот красивый железнодорожный мир. Кое-что можно попытаться сделать своими силами, силами педагогов. Какие-нибудь здания и сооружения, например, мосты или вокзал. Можно решить вопрос и с компьютерными программами, управляющими дорогой. Унас есть и такие специалисты. Хоть это и дорого,и долго, но зато как понравилось бы это всё детям.

Tags: Новоуральск, СЮТ, железная дорога
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Прогресс?

    Наши Российские железные дороги не перестают удивлять нас несколько неожиданными нововведениями. Я говорю прежде всего о нас, жителях Новоуральска…

  • Паровоз "Левиафан".

    Сегодня и завтра у нас будут два "железнодорожных" поста. Сегодня - про блестящий паровоз, завтра - про игрушечную железную дорогу. В…

  • Португальские вагоны в Щербинке.

    В 1983-м году я, будучи школьником, приехал с родителями в Москву к тётке. В гости. Я был уже достаточно взрослым, классе в седьмом. И меня никто…

  • Музыка для облегчения.

    На втором этаже Екатеринбургского вокзала, сразу же после зала с "историческими " росписями потолков есть небольшое помещение. Там сувениры и…

  • Трамвай и маленькая тележка.

    В детстве я очень любил читать Джека Лондона. Любил читать о золотой лихорадке в США. Когда люди со всего мира внезапно устремились на Аляску за…

  • Поезд "для зимней рыбалки".

    Сегодня нашёл вот такую картинку. Стоит этакое "чудо" на железнодорожном ходу. И прямо спереди торчит что-то, похожее на бур. На коловорот для…

  • Гора имени меня.

    До недавнего времени я и не подозревал, что на моей малой Родине в Нейво-Рудянке есть гора, названная моей фамилией. Гурина гора. Просветил меня…

  • Аттракцион?

    Проезжая на поезде мимо Вохтоги, откуда начинается самая длинная в России частная железная дорога, я вдруг подумал. В наши дни у некоторых…

  • Трамвай "Желание"..

    Какую рекламу можно было увидеть на трамвае в Швейцарии 50-х годов? Да какую угодно - скажете вы. Сыр, шоколад, выгодный кредит и прочее. Но чтоб…

promo guriny june 5, 2014 01:25 10
Buy for 10 tokens
На днях мы ездили в нижний Тагил в музей "Демидовская дача". Ездили мы с Семейным клубом "Кедр". Это мы на балконе той самой дачи. На заре туманной юности я конечно же бывал здесь. Пропустить такое место, как дача самих Демидовых я не мог. От тех времён остались воспоминания. Запущенный,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments