В моих закромах лежит журнал про водку. Я уж не знаю, какими судьбами он попал ко мне, но он есть. Называется журнал "Водка.ru", напечатан он был в 2002-м году. Естественно, почти все статьи там про водку - как её производят и разливают. История водки и разные личности, которые сделали что-то важное для этого популярного в России напитка.
И тут же встречаются некие "лирические отступления", к водке не относящиеся. Например, вот это. Статистическая таблица, составленная в 1889-м году городским головой Екатеринбурга И.И. Симановым. Таблица говорит нам о структуре занятости в уездном городе "Е". Сколько предприятий и учреждений было в городе, и сколько человек на них работало. Численность населения Екатеринбурга в ту пору была примерно 37 тысяч человек. Чиновники Симанова учли всех, до последнего нищего. Можно сравнить со структурой занятости нынешнего Новоуральска, численность населения которого примерно в два раза больше.
Читайте.
Тут вот что странно. Пивоваренные и винокуренные заводы считаются заводами, а вот чугунолитейные или меднолитейные - мастерскими. Наверное, завод считали заводом по числу работающих. Странно видеть столь чахлую промышленность в городе, который позже стал крупным индустриальным центром. Впрочем, заводы Верх-Исетский и Уктусский, наверное, в состав Екатеринбурга тогда не входили и в этих списках не учитывались.
Салотопенных заведений почему-то довольно много -19. Это те, которые перетапливали свиное сало для свечек или ещё для чего-то. Почему их так много? Неужели на Урале было много свиней? Или сало привозили откуда-то ещё? Много прачечных - это неудивительно, ведь стирали-то вручную.
Также много и часовых мастерских - целых девять. Уездный город был довольно богат - часы были у многих. Электротехнических заведения - целых два. Что в них делали? Ювелирных и гранильных много - это понятно. Урал всё же.
Здесь непонятно вот что. Лесоворный промысел - что это? Это когда лес воруют или что-то иное? Неужели воровство леса считалось в те годы вполне почтенным занятием, достойным занесения "в анналы"? 46 официально зарегистрированных лесных воров - это круто. Содержателей торгово-промышленных заведений, по существу купцов, в городе было не так и много - 93 человека мужеского полу и 24 женского. Но это, наверное, только самые богатые.
Поражает совершенно запредельное для такого маленького города количество публичных домов и проституток -17 "заведений" и 164 проститутки. Плюс "арфистки", которые тоже проходили по той же статье, во всяком случае, так написано у Мамина-Сибиряка. Если бы эти цифры спроецировать на нынешний наш город, то получается, что на каждой улице у нас стояло бы по публичному дому.
Много переплётчиков, грамотный был город, любили екатеринбуржцы книги.
18 врачей на весь город - кажется возмутительно мало. Нищих - и то почти в два раза больше, чем врачей. Причём нищих-мужчин в два раза больше, чем женщин. Наверное, женщины ответственне относились к жизни. Зубных врачей всего двое - здоровые же были зубы у тогдашних екатеринбуржцев. Актёров и актрис - 10 человек. Интересно, сколько их в нашем Новоуральском театре сейчас?
Без занятий по беспечности - любопытное определение. Без занятий по старости и болезни - сравнительно немного. Но цифры эти говорят скорее не о благополучии, а о высокой смертности. Люди просто не доживали до того, чтоб остаться "без занятий по старости". Ну, и чиновников 467 человек - много конечно, но с нашим сегодняшним количеством, наверное и сравнивать не стоит.
Journal information