guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Серые белки на серых камнях.



После поездки в заброшенный военный бункер на окраине Большого Истока, Володя сказал нам:
-А потом мы поедем в Екатеринбурге в одно интересное место, а в какое - догадайтесь сами. К тому же, вы там уже были.
Естественно, догадаться мы не могли. Мы в самых разных местах Екатеринбурга были. Хотя мест, в которых мы таки не были - гораздо больше. Кстати. Поездка наша в военный бункер была отражена сразу в трёх постах в сообществе. Здесь, здесь, и здесь.
    И вот, наконец мы подъехали к обещанному месту. Было нас четверо- Элла, Володя и мы с Алей.





-Ты что, привёз нас к тюрьме? Вряд ли мы тут были.
Но оказалось, что приехали мы не в тюрьму, а на кладбище. А тюремные стены лишь примыкают к территории погоста. Это было Ивановское кладбище почти в самом центре Екатеринбурга. Мы и вправду тут бывали.



Года два назад, в марте, мы ездили в Ново-Тихвинский монастырь. А оттуда заехали сюда, на кладбище. Впечатлений от поездки было множество, но пост я тогда так и не написал, уж не знаю почему. Такое иногда бывает. Смотрю сейчас фото из той поездки, и думаю - столько всего там было, и ни строчки не написано. Обычно так бывает, если сразу после поездки случается что-нибудь неприятное. Тогда я забываю написать. Но что случилось в тот раз?



Мы подъехали к Ивановскому кладбищу со стороны мемориала павшим в Гражданской войне. Само кладбище очень своеобразное. Оно имеет как бы два полюса - Свято-Иоанновский собор и этот самый коммунистический мемориал. Именно между ними пролегает его главная аллея.



А логическим центром Ивановского кладбища стали три могилы - Павла Петровича Бажова, иеросхимонаха Константина и Петра Ермакова.
Огромный памятник участникам Гражданской войны уникален тем, что его воздвигли здесь в самую эпоху Перестройки, уже после 1985-го года. Когда люди не отказались пока от коммунизма, но уже стали пересматривать старые советские, ещё сталинские "каноны". Чью память нужно увековечивать, а чью - нет. Здесь ещё нет мотивов общей памяти красных и белых, как участников одной войны и сыновей одной Родины. Здесь только красные. Но уже упомянуты те герои войны, которые были репрессированы в тридцатые. Напротив многих фамилий так и написано - расстрелян.



Упомянуты здесь и павшие анархисты. Пусть они и анархисты, но воевали-то они за ту же самую Советскую власть, за тот же социализм, что и верные ленинцы. И за него же погибли.



Такой подход к исторической памяти был немыслим в более ранние советские времена. В семидесятые и в начале восьмидесятых. Тогда никто не осмелился бы писать на памятниках - расстрелян. Да и анархистам не стали бы ставить памятники. Ведь анархист по советским меркам - это герой чисто карикатурный - пьяный матросик, увешанный гранатами, первым бегущий с поля боя. А чуть позже, в девяностые, уже не стали бы ставить памятники красным героям гражданской войны. Идеалы сменились, и памятники стали ставить белым. Вот и получается, что этот монумент, наверное, единственный в своём роде, поставленный в переломную эпоху. Последняя вспышка коммунистического идеализма перед крахом. Когда люди ещё верили в то, что социализм, очистившись от перегибов и извращений, засияет новыми красками и ещё приведёт нас к новым свершениям. Верили в великое счастье. В это верил тогда и я...



За огромным монументом - могильные плиты, лежащие прямо в траве. Это совершенно нетипично для русских кладбищ, чисто западное решение.



Вдруг посреди "газона с могилами" - обыкновенный советский обелиск. Почему он стоит тут? Может быть, наследники покойной не могли согласиться с авторской концепцией "плит в траве". И переупрямили именитых архитекторов. Здесь похоронена Чернова Раиса Яковлевна. Кем она была? В 1920-м году ей было восемнадцать. Неужели и она воевала в Гражданскую?



А дальше по аллее - могилы свердловской элиты 40-х, 50-х годов. Артисты, поэты, художники. Чаще всего к настоящему времени уже подзабытые.



Мне кажется, нужно всегда писать на могиле, кем был этот человек. Часто имя и фамилия покойного ни о чём не говорит. А если написано - поэт, то поневоле придёшь и пороешься в Интернете, а что же написал этот поэт. И вспомнишь человека, некогда жившего с тобой на одной и той же уральской земле.



Попадаются памятники дореволюционные. На иных уже не разобрать, кто тут похоронен. Почему-то раньше буквы выбивали неглубоко, мрамор был рыхлым, зернистым. И прочитать то, что там было выбито, очень трудно.



Попадаются памятники, с виду тоже дореволюционные. Но на них уже современные надписи и таблички с фотографиями. Говорят, бывали случаи, что красивые старинные памятники использовали повторно. А может это стилизация под старину?



Есть и такие памятники.



Могила главного доменщика Высоцкого. И ведь совсем молодой. Наверное, сгорел, раньше времени износился на своей огненной, металлургической работе. Всю войну у печей - огромная ответственность и огромные нагрузки.





Около многих памятников литые чугунные ограды.Большинство из них сделано на ВИЗе. Иногда на оградах так и написано - ВИЗ.



А вот и центр. Огромный памятник Бажову. Сам-то памятник хорош. Но... Не на кладбище бы ему стоять.



Место вечного упокоения располагает к скромности. И гигантские памятники как-то здесь неуместны. К тому же это кажется диким, что самый большой и величественный памятник великому писателю стоит именно на кладбище. Не на площади, не на людной улице, где он был бы всем виден, а тут. На улицах и площадях тоже есть памятники Бажову, но они гораздо скромнее и мельче.



Рядом с огромным Бажовым небольшой железный крестик старца иеросхимонаха Константина Шипунова. По преданию монах Константин учился вместе с Бажовым в семинарии. И однажды сказал будущему писателю:
-Я у тебя, Паша, в ногах лежать буду.
Так и случилось. Старца похоронили совсем рядом с Бажовым, буквально "в ногах". На могиле отца Константина всегда цветы и свечи. Какой-то мужчина долго сидел у могилы священника, размышляя о чём-то своём. Я сфотографировал могилу уже после того, как он ушёл.



Могила старца редко пустует. К нему при жизни приходили люди за советом и утешением, приходят и сейчас.



И вдруг - белка. Кладбищенская белка огромная, серая и невообразимо пушистая. Кажется, что все белки, которых я видел до этого, были куда меньше. Она пробежала по дереву, втиснулась в небольшой домик-кормушку, что-то там сгрызла и выскользнула наружу.



Вдруг появилась ещё одна. Белки стали носиться по деревьям, размахивая длинными хвостами. Потом к ним присоединилась третья. Одна из белок промчалась по гранитным камням памятника Бажову совсем близко от нас. Здесь пушистым зверькам раздолье. Люди идут сюда постоянно. Кто к Бажову, кто к отцу Константину. Кто-нибудь да и насыплет в кормушку крошек или семечек.



А ещё это место любят синицы. Так и чередуются у кормушки. Белки- синицы - опять белки. Интересно, писал ли Бажов про белок или про синиц.



Про кошку, про лисичку писал, про лебедей, даже про филина писал. А про белку нет. Но к сожалению, бажовские "герои" возле его памятника не живут. Ни лисички, ни лебеди.
И вдруг здесь же, недалеко, памятник Петру Ермакову. Тому самому, что считался цареубийцей вместе с Юровским. О том, что это именно тот Ермаков, говорят следы краски, которой был залит памятник.



Все конечно знают легенду, что на каком-то праздничном собрании подвыпивший Ермаков, считавшийся в Свердловске знаменитостью, подошёл к Жукову и стал рассказывать о том, как он убивал царскую семью. И будто бы Жуков ему руки не подал. Такая вот легенда, не знаю, правдивая ли. Кстати, а где похоронен сам Юровский? Поищу в Интернете, может узнаю.



Вот так и сошлись посреди Ивановского кладбища в Екатеринбурге три символа противоречивого двадцатого века. Святость, талант и преступление. А мы побывали потом ещё на одном кладбище Екатеринбурга - Широкореченском. Но об этом я расскажу в следующий раз.

Tags: Екатеринбург, история
Subscribe

Posts from This Journal “Екатеринбург” Tag

  • Дизель в Среднеуральск.

    Сегодня в новостях читаю: "Из Екатеринбурга в Среднеуральск пустили рельсовый автобус". Ого! Я был удивлён и обрадован. Но, оказывается, пустили…

  • Засада.

    Сегодня ездили в Екатеринбург с Володей и Эллой. Задали вопрос навигатору: -Алиса, как нам доехать до Музея природы? -Езжайте вот туда, потом…

  • Во глубине уральских руд.

    Недавно набрёл на вот такую фотографию советских времён. Свердловск 1958-й год. Беседка из жеода. Фото известного советского фотографа Всеволода…

  • Макеты.

    Выложу немного фоток макетов. Снято недели две назад в "Ельцин-центре". Макеты разных екатеринбургских домов. И не только екатеринбургских. Все…

  • "Птичьи" двери.

    Много чего можно увидеть, если идти по улице Челюскинцев в Екатеринбурге. На ней есть даже танк, который служит рекламой для магазина. А ещё на…

  • Братья Агафуровы.

    На днях мы копали картошку. И Аля нашла в земле вот такую круглую штуковину. Ей частенько везёт, и она находит в земле нечто эдакое. Мы сначала…

  • "Синара-Центр" в Екатеринбурге.

    До недавнего времени я не подозревал о его существовании. А недавно ездил туда отвозить детские работы на конкурс "Славим человека труда". В этом…

  • Просто кофе для сонной лисички

    Месяца два назад ездили в Екатеринбург. Встретили вот такую "лисью" вывеску. "Просто кофе", а рядом стилизованная лисичка. Причём глаза у лисички…

  • На адрес памятника Жукову...

    Сон вчера видел, довольно странный. Снилось мне, что разные там русофобы и люди, которые не любят СССР... Имена-то у них разные. И кого-то из них…

promo guriny december 16, 19:19 1
Buy for 10 tokens
Я тут в ЖЖ вычитал, что Путин оставил треть населения России в нищете и сделал всех соседей России её врагами. Ну... Подразумевается что Навальный, если он таки придёт к власти, то со всеми соседями России немедленно опять подружится. И обеспечит трети населения России невиданное процветание. А…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments