guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Мы жили на улице МОПРа. Часть вторая.



Я хотел уместить обе части в один пост, но мне тут ненавязчиво напомнили, что пост мой получился очень большим, и мне пришлось его разделить. Ну, что ж. Продолжаю.

В пределах исторического центра есть два моста через Сылву.



Один подвесной, а другой, железный, так и называется – Сылвенский. Оба моста очень романтичны и оба напоминают нам о том, что Сылва – река грозная.





Сылва в переводе с языка коми – «талая вода». Её так назвали потому, что по весне она очень сильно разливалась и затапливала всё вокруг. Подвесные мосты обычно и строят в таких местах, которые могут быть затоплены паводком. А Сылвенский мост в купеческие времена был деревянным. Естественно, его ломало и сносило каждым ледоходом, постоянно подмывало вешними водами. И в тридцатых годах этот мост построили уже в металле. Ажурная арка, опирающаяся на мощные каменные устои.





У Сылвенского моста есть одна небольшая особенность. Это Мостик под мостом. Он идёт перпендикулярно мосту, и сделан для того, чтобы люди не переходили оживлённую в этом месте дорогу.





С мостика хорошо видна железная «начинка» Сылвенского моста. Фермы, балки и какие-то металлоконструкции, назначение которых непонятно.



Они висят под мостом «просто так», смысла в их существовании я не вижу никакого. Разве что можно за них уцепиться и покачаться, болтая ногами в воздухе.



Но для чего-то же их сделали. Есть тут мосты и через Ирень, вторую кунгурскую реку. Она впадает в Сылву недалеко от города. Но на те мосты мы уж не пошли. Устали ходить.

Краешек моста через Ирень виднеется слева


Ну что, пойдём по музеям? Кстати их тут в Кунгуре пять. Как и в Ирбите. Сегодня мы можем посетить только два из них. В краеведческом музее Кунгура я бывал в детстве. Что я помню? Очень мало. Селенит, буровые коронки, кожу для ботиночек. Красивейший вид из окна. И мормыш. И прежде всего мне запомнился именно мормыш. Я ж рыбачок. В кунгурской пещере, в её подземных озёрах обитает лишь один вид живых организмов. Это рачок-бокоплав. У кунгурского рачка есть и научное название - крангоникс Хлебникова. Подобные рачки-бокоплавы, живущие в менее экзотических местах, используются рыбаками в качестве насадки. Называют их по-разному, а у нас на Среднем Урале – мормыш. Это меня и удивило. В музее – и мормыш. За стеклом, как некое чудо. Да в рыбацком ларьке такого мормыша можно хоть килограмм купить.



Сначала история края. Деревянные острожки, пищали и фузеи. Шлемы и кольчуги. Копия ремезовских карт и летописей, где записаны предания о походе Ермака в Сибирь. Всё это как будто сошло со страниц известнейшего романа "Тобол". Я его недавно читал.





Распятие из закрытого большевиками храма. Оно выполнено в узнаваемом стиле Пермской деревянной скульптуры.



А тут чугунная доска, точно такая же, как в Невьянске. И текст вроде тот же. Хотя в деталях может и отличаться. Эту доску заложили в основание Суксунского завода.



А написано на чугунной доске вот что. Суксунский завод тоже принадлежал Демидову, поэтому закладные доски и однотипны.



И вдруг – пушка.



Орудие довольно большого калибра. Настолько большого, что можно свободно засунуть руку в его ствол.



Откуда оно? Впрочем, Пермь – это земля пушек. Пушки хранятся на складах долго, годамии десятилетиями. Вот и это орудие времён Первой Мировой войны, наверное, откопали на каком-нибудь артиллерийском складе.

Надпись "Обухов. С-Петербург 1917г."


И вместо того, чтоб пустить в переплавку, отдали в музей. Кстати. Затвор с пушки сняли полностью. Не стали заваривать, как это делают в других местах. Перестраховались. Ну, мало ли. Могут же найтись в Кунгуре люди, желающие поиграть в крейсер «Аврору», только на суше.

На том месте, где дыра, должен быть затвор


В «советском» зале – список лишенцев из 30-х годов. Его вешали в каких-нибудь видных местах. Чтоб люди знали, кто из их земляков был лишён избирательных прав.



Тут же расшифровка – за что именно человека этих прав лишали.



Тебя лишают избирательного права, если ты… Служитель культа, жена служителя культа, спекулянт, бывший торговец хлебом, кулак, кулачка, бывший старший городовой. А так же если сдаёшь жильё в наём, и живёшь на доходы от найма. Или же ты перебежчик госграницы. Вот с этим мне непонятно. В какую сторону нужно было бежать, чтоб тебя лишили избирательного права? Из СССР или наоборот – в СССР? Прибежал я, допустим, из панской Польши. Ну, не понравилось мне там, в Польше. Хочу вернуться на родину, в первое в мире социалистическое государство. Прибежал, стал строить социализм. А тут меня бац – и прав лишили! Как? За что? Или наоборот. Захотел убежать в панску Польшу, а тебя на границе поймали. И что, тогда подобных перебежчиков в тюрьму не сажали, а только лишали избирательного права? Если это так, то Советская власть в 30-е была удивительно гуманна. И ещё одна непонятная фотография. Священник, расстрелянный белыми. Привыкаешь ведь к тому, что это наоборот красные убивали священников. А тут – белыми. За что? Но нет поясняющей подписи.



А ещё в Кунгуре были людоеды. Вот под этим снимком была подпись "Арест семьи кунгурских людоедов 1920." Смотрю на их лица. И вроде нет в них ничего "такого". Довольно - таки буднично выглядели кунгурские людоеды. Надо бы узнать о них в Интернете побольше.



А тут зал пещеры и вообще природы. Кости мамонтов и шерстистых носорогов. Здесь же – небольшая Кунгурская нефть. Нефть в Пермском крае есть, но именно что небольшая. Не хватает её, чтоб обеспечить городу большое нефтяное процветание.



Вот и он, мой старый знакомый – мормыш. Также точно на почётном месте. Сам рачок залит эпоксидной смолой. Он крохотный (не более двух сантиметров в длину) и на витрине почти неразличим. А чтобы люди знали, как он выглядит, тут помещён его увеличенный рисунок. Подписано: "Крангоникс Хлебникова".



А эта статуя изображает самого Хлебникова. Именно он стал водить туристов в пещеру на регулярной основе. Ещё до революции. Да и после революции всю жизнь занимался тем же самым. Был заведующим пещерой.



В Зале Великой Отечественной войны всё привычно. Военные мундиры, награды, тёмные треугольнички фронтовых писем.



И модели военной техники. Что удивило – действующие. Гусеницы крутятся, люки открываются.



Я присмотрелся к гусеницам. Оказывается, каждый трак сделан отдельно. Отлит из алюминия, доработан. Потом все траки соединены в бесконечную ленту. Если вдуматься – громадный труд, потому что траков на каждую гусеницу нужны десятки. И нужно ведь печь какую-то иметь. Оказывается, эти машины сделал местный мастер Дерягин.



-Он - известный в городе человек, много таких моделей сделал – говорит нам служительница музея – только вот недавно у него дом сгорел.
-А что это у вас тут за олень? – спрашиваем служительницу.
-Водились когда-то здесь олени.



Наверное, это последний благородный олень, добытый в кунгурских краях. У нас тоже был такой последний олень. Но от нашего оленя осталась лишь фотография. А тут - целое чучело. Под конец мы спросили в музее:
-Мы живём в гостинице на улице Мопра. Вы не знаете, кто это – Мопр? Или что это?
-Точно не знаю, вроде бы это какая-то аббревиатура. А где у нас в городе улица Мопра?
Мы покидаем этот музей и идём к следующему.



Это музей купечества. Купцы в Кунгуре жили давно. Место тут удобное. Река. А ещё тут сходятся сельскохозяйственные земли и металлургические заводы. Рядом добывали медь, да и железо не так далеко. Вот и меняли купцы то на это. Постепенно богатели, отправляли свои товары всё дальше. А потом стали торговать и с очень дальними землями.



Почему-то больше всего торговали чаем. Вроде бы, где Кунгур и где растёт чай. Но так вот получилось.





Чай раньше был жутко дорогим и давал большую прибыль. Кунгурские купцы везли в Китай то, что там ценилось – выделанную кожу, обувь.



И меняли это на чай. Постепенно богатели, открывали филиалы своих фирм в разных городах России, конторы на Цейлоне, чайные фабрики в самом Китае. Русские люди постепенно пили всё больше чая, и вместе с этим богатели купцы. Они строили в городе дома и храмы, больницы и училища.



Коробочки из-под чая и плитка прессованного чая


Тот дом, где сейчас музей купечества, раньше был Малым Гостиным двором.



Как и большой Гостиный Двор, он был разделён на лавки. Та же «крепость», те же железные двери, правда внутреннего двора не было. При Советской власти этот красивый дом перестроили. Вместо лавок сделали единое пространство, а вместо дверей – окна. И был там книжный магазин.



Кстати сам этот дом подарил городу один купец. Подарил с условием, что половину дохода от аренды город будет брать себе, а другую половину – расходовать на обучение нужных городу специалистов и платить им стипендии. Кстати. Вот мемориальная доска ещё тех времён. Тут говорится как раз про это. "Корпус лавок...стипендиаты, кунгурское купечество..." В советское время текст этой доски пытались уничтожить. Половину соскребли.



Некоторые кунгурские купцы были настолько богаты, что имели свои яхты на морях-океанах. Одна из этих яхт была в то время чуть ли не самой крупной в мире. В общем-то, эти люди мало отличались от сегодняшних богатеев. Единственным отличием было то, что они были родом из провинции, и любили свою малую Родину. Любили, заботились, стремились украсить и облагородить.



Сегодня это ушло совсем. Почему-то провинция уже не рождает людей, способных на большие дела.



А если и рождает, то эти люди всеми силами стремятся покинуть свою Родину. Уехать в какой-нибудь ближайший мегаполис. Почему происходит так – я не знаю. В этом музее мы тоже спрашивали «Кто такой Мопр?» И тоже остались без ответа.

Купеческий интерьер, стулья в стиле модерн.


Дома же купеческие стоят по всему Кунгуру. Некоторым из них повезло, их приспособило под свои нужды государство.



А некоторые потихоньку ветшают и разваливаются, отданные под дешёвое жильё без удобств. Например, вот красивый одноэтажный дом с колоннами и фигурной кирпичной кладкой. На нём надпись: «Ваш дом будет расселён». Мы бы конечно предпочли другую надпись: «Ваш дом будет отреставрирован». Но…





Город Кунгур, как мне кажется, несёт в себе такую мысль – на туризме можно заработать, но этих заработков будет недостаточно. Этот город взял от туризма всё, что тот способен дать. Ведь пещера и Небесная ярмарка притягивают очень много туристов. Но этого не хватает для того, чтобы своевременно красить обшарпанные дома. Нужны какие-то предприятия, а остались ли они здесь?



А мы пошли в свою гостиницу пешком, по пути разглядывая город. Кстати. В историческом центре Кунгура живёт сравнительно мало людей. Большинство – здесь, в пятиэтажках.



Мы идём и смотрим на балкончики, облицованные одинаковым синим сайдингом. Впрочем, где-то зелёным. Интересно, кто и как определял, каким сайдингом нужно покрывать свой балкон.





-Ой, кто это?
На ветке дерева сидит небольшая пёстрая сова. Люди проходят мимо, не обращая на сову никакого внимания. А она сидит неподвижно, потому что при свете дня ничего не видит. Она ведь ночная птица.



Мы идём и идём, потихоньку приближаясь к вокзалу. От центра до вокзала примерно километра четыре. Мы незаметно прошли это расстояние, разглядывая дома и людей.



Кто-то написал на снегу "Благодарю тебя, Иисус!"



И вдруг увидели женщину и двух девушек с корзинами и сумками. Немножко странные и красивые корзины привлекли наше внимание.
-Кто тут у вас? Птицы?
-У нас тут кот.
-А кто делал эти корзины?
-Мы.
Оказывается, эти люди – художники керамисты. Они переезжают из Кунгура в город Октябрьский в Башкирии. Нам конечно нашлось, о чём с ними поговорить. Аля раньше занималась керамикой и у неё есть родня в Октябрьском. Мы говорили о прикладном искусстве, ещё о чём-то. Они продают свои изделия в разных городах, ездят на ярмарки, проводят мастер-классы. Совсем как мы. А потом нам даже показали кота. Одним глазом заглядываем в корзинку и видим там чёрный, шелковистый мех.
-Кот у нас ещё маленький он боится.

В левой корзиночке кот. А лица свои они нам фотографировать не разрешили


Женщина училась здесь, в Кунгуре, в художественном училище. А потом они вместе с дочерьми ездили по разным городам. Казань, Ульяновск.
- А почему из Кунгура уезжаете?
-Здесь люди нехорошие. Зажатые какие-то, угрюмые, неразговорчивые.
Странно. Нам казалось наоборот. Казалось, что люди здесь радушные. Всегда подсказывали нам, куда идти или куда ехать. Но.. Мы-то пробыли здесь всего два дня.



Потом мы добрались до своей улицы Мопра, зашли в номер и спали весь остаток дня и всю ночь. Бессонница и длинная прогулка по городу Кунгуру вымотали нас основательно.

Это наш номер


Пещеру мы оставили на следующий день, а многие достопримечательности и вообще остались вне поля нашего зрения. А тут есть пряничная мастерская, есть мастерские резчиков из селенита. Кстати резьба по мягкому камню – это местный народный промысел. Кроме селенита режут ещё и талькохлорид, белый камень, похожий на мрамор. Именно в Кунгуре были сделаны многочисленные каменные пепельницы с собаками, которые были во многих уральских домах. Подобная каменная собака стоит и у меня на столе.



А МОПР – это Международное общество помощи революционерам. В первые годы Советской власти оно существовало, выпускало удостоверения, взимало членские взносы. Были и значки мопровские. Потом его прикрыли. Ибо помощь революционерам в подготовке революций – это в более поздние времена посчитали вмешательством во внутренние дела других государств. Представьте. Мы всей страной собираем взносы. А они идут на то, чтоб свергнуть правительство в Парагвае. Конечно, помощь революционерам за рубежом наша страна осуществляла ещё долгое время после упразднения МОПРа, но эта помощь была уже тайной.

Значок МОПР


Tags: Пермский край, история, музей
Subscribe

Posts from This Journal “Пермский край” Tag

  • Фрагмент Кунгура с неизвестным автобусом.

    Сегодня выкладывал фото Кунгура с автобусом. Здесь. Автобус маленький, но какой-то совсем неизвестного типа. Он стоит прямо перед зданием,…

  • Ищешь одно, а находишь...

    Вот ведь странная жизнь. Сегодня решил найти в поиске ЖЖ что-нибудь про город Кунгур. Набрал - "Кунгур". А поиск выдал мне кучу постов на тему…

  • В пещере каменной.

    Кунгур без пещеры – не Кунгур. Поэтому пишу про пещеру. Пещера – самый раскрученный туристский «аттракцион» города Кунгура.…

  • Мы жили на улице МОПРа. Часть первая.

    Тут на нас опять накинулась муза дальних странствий. И мы с Алей подумали, а не съездить ли нам в Кунгур. Кунгур – это такой город, который…

  • Горнозаводск стоит на трёх слонах.

    Не верите, что Горнозаводск стоит на трёх слонах? А у меня и фотка есть в качестве доказательства.Видите вон то чудище трёхслоновое? Тут даже не…

  • Портал во времени.

    Только что узнал. Оказывается, в городе Чусовом Пермского края есть легенда. Нужно встать под монументальной аркой, которая ведёт на…

  • Пока мы тут "Ураниумы" придумываем.

    Пока мы тут в своей пырловке всякие "Ураниумы" придумываем, в культурной столице, городе Перми пошли куда дальше нас. Да. Пермская креативность…

  • Пермь. По правому берегу Камы.

    Продолжаем прогулку, начатую в предпредыдущем посте. Из района Водники мы идём к Владимирскому храму. На стене деревянного дома обнаружился такой…

  • Пермь.Где зимуют корабли.

    Мы ж из Перми приехали. Поэтому будет новая порция пермских впечатлений. Пермь, как известно стоит на обоих берегах Камы. На левом берегу - весь…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments