А это зубы мамонта. Нижняя челюсть. Она была поднята со дна реки Тобол. У мамонта были массивные зубы-тёрки, которыми он перетирал листья, траву, коренья. Два на верхней челюсти и два на нижней. За довольно долгую жизнь мохнатого зверя эти зубы шесть раз стирались и шесть раз заменялись новыми.
На празднике присутствовала не только сама археология, но и многое, что с ней связано. Историческая реконструкция, народные промыслы и даже пещерная живопись.
С порога мы видим довольно много молодых людей и девушек, одетых в исторические наряды. Это довольно простые и изящные рубахи, штаны, платья, сшитые из натуральных тканей.
Подобные наряды почему-то идут всем. Мужчины в них кажутся сильными, а женщины изящными. Может быть, эти люди шили их сами. Вручную. Иглой. Какую страну и какую эпоху они изображают? Мне кажется, эти костюмы были характерны для Средневековья. Причём во всех странах костюмы должны быть похожи. Что в Европе, что в Киевской Руси.
Простота, надёжность, естественность. Ещё не было выкрутасов моды, богатого и бессмысленного украшательства. Или было, но только для знати. А простые люди, пахари и воины одевались именно так. Кстати, на празднике никого не было в костюме князя. Или короля.
Здесь же можно примерить и кольчугу. Ощутить себя в шкуре рыцаря. Дальше ещё много будет настоящих кольчуг, мечей, копий, топоров.
Кстати, мог ли рыцарь надеть на себя кольчугу самостоятельно? Или ему приходилось всякий раз прибегать к помощи своих товарищей?
А это новая скульптура. Она закрыта до поры, до времени. Время настанет часов в пять. Когда будет "огненное шоу" скульптуру откроют, но мы должны уехать раньше. Кто это? Наверное, тоже рыцарь. Вон меч торчит из-под покрывала.
А мы идём дальше. Сегодняшний праздник больше снаружи, чем внутри. В самом музее и перед ним только небольшая часть "средневековых" развлечений . Основное позади музея. Туда нас и зовёт указатель.
А что такое куклы "Акань"? Сейчас в Интернете посмотрим.
Оказывается это были куклы северных народов. Их делали из ткани, а иногда в качестве головы вставляли утиный клюв. Об изготовлении подобных кукол можно узнать, например, здесь http://tn-kukla.livejournal.com/142145.html
А мы сразу пошли к керамике. Кстати, на празднике кроме костюмов традиционных были ещё и стилизованные. Например, вот такие, из мешковины, как на этих девочках.
А эти две девочки тоже в стилизованных костюмах мнут глину ногами. В полном соответствии с седой древностью. Сегодня мастера обычно мнут её руками, а там, где глины нужно много, например у Масликова в Таволгах, используют специальные электрические "мясорубки".
Управляет всем керамическим процессом мастер Андрей Васильевич. На нём какой-то бедуинский головной убор, что делает его похожим на Ясира Арафата.
Аля сразу же стала лепить горшочек. Она более причастна к археологии, чем я. Я в своей жизни нашёл только один "клад" у себя на огороде. А она в студенческие годы однажды ездила на раскопки.
Раскопки были возле села Исетского в Тюменской области. Копали курганы скифо-сарматов 3-его тысячелетия до нашей эры. Але посчастливилось найти там больше всех. Четыре костяных наконечника стрел, бронзовый наконечник копья. И керамику. За что руководство выдало ей банку сгущёнки, а более профессиональные археологи, работавшие рядом, стали смотреть на неё волком. Кстаи, я слышал, что с мальчиком, который нашёл Аркаим, тоже расплатились сгущёнкой.
Именно там, на раскопках, Аля начала лепить сосуды "доисторического" типа. Изучая найденные черепки, археологи пытались представить, какими же были те скифо-сарматские сосуды. И слепить что-то подобное. Так что для неё возможность слепить горшочек - это ещё и воспоминания о прошлом.
Делают горшочек точно так же, как делали его в древности до появления гончарного круга. Лепят "жгутики", а уже из них формируют стенки сосуда. Потом швы заглаживают.
Тем временем я пошёл смотреть на то, что делается вокруг. Вот так делают куклы "Акань".
А это "наскальная живопись".
Рисуют акрилом на стене гаража. Сюжеты традиционные. Например, охота на мамонта.
Или на какого-то невиданного зверя.
Постепенно от темы отходят. На рисунках появляются домики и даже надписи на современном языке.
А в "рыцарском углу" всем желающим дают подержать в руках меч.
Дают примерить кольчугу и шлем. Хоть в шортах, зато в полном вооружении.
А это "суконный" рыцарь. Поверх кольчуги у него надета какая-то шинель без рукавов. Для чего? Для тепла или для того, чтобы ослабить силу ударов вражеских мечей. Наверное, в древности использовали такие же шерстяные ткани, как и те, из которых сшита эта суконная советская шинель.
И ещё один рыцарь в "солдатском" сукне. А вон у того молодого человека на плечах воротник, явно оторванный от офицерского бушлата Советской Армии.Зачем воротник? Наверное, затем, чтоб шлем слишком сильно не давил на голову.
Женщина в синем.
Раз в полчаса между рыцарями устраивается поединок. Всё всерьёз. Звон мечей, стук щитов. Чаще нельзя, потому что очень уж тяжёлое это дело - сражаться в кольчуге и размахивать огромным мечом или топором .
Ладно. Устал я чего-то сегодня. Продолжение Дня Археолога будет завтра во второй части.
Journal information