guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Мои велосипеды. От «Ветерка» до «Полутолстого».



Если уж в нашем сообществе попёрли воспоминания на велосипедную тему, то вставлю словечко и я. Теперешний мой велосипед называется «Полутолстый». Это название возникло из-за толстых шин. Шины у меня толще обыкновенных, но далеко не такие широченные, как у монструозных агрегатов, которые спокойно могут ездить по снегу и грязи. Продавец Валера, когда мы покупали велосипед говорил:
-Если колёса велосипеда очень толстые и широкие, то он называется «фэтбайк», а у вас будет «полу-фэт байк».
«Фэт» по-английски толстый. Потому я и назвал свой агрегат «Полутолстым».

Первый же мой велосипед назывался «Ветерок», и о нём я уже писал. Писал и о подростковом велике литовского производства. https://guriny.livejournal.com/857786.html
А вот потом, когда велосипед и я стали неразделимы, родители купили «Урал». Подростковый стал мне откровенно мал, да и ломался постоянно. А «Урал» был большой, зелёный, солидный. На нём я продолжил свои исследования мира, лежащего вокруг. Иногда я на нём, ехал, иногда он на мне. Это случалось, когда я забирался в такие места, где дорог не было совсем.





Именно благодаря велосипеду я узнал, что родная деревня Рудянка не так уж и далека от города Новоуральска. Девять километров по невероятно грязной просёлочной дороге – и всё. Полчаса езды. Это не шло ни в какое сравнение с поездкой на электричке. Хотя электричка шла от станции до станции всего девять минут. Только вот сначала нужно было добраться на автобусе до вокзала. И в Рудянке – добраться от вокзала до бабушкиного дома. Автобус, конечно, подходил прямо к электричке, но так было не всегда. Иногда не совпадало расписание, и приходилось идти пешком. Так что всё путешествие «от двери до двери» занимало часа полтора-два. И пользоваться велосипедом было выгоднее в плане экономии времени и денег. Билет на электричку – 15 копеек, городской автобус -5 копеек и автобус деревенский – 10 копеек. Целых 30 копеек экономии. И столько же при поездке обратно.

Я повзрослел, а вот друзей у меня почти не было. И часто единственным моим железным другом и спутником оказывался всё тот же «Урал». Я мог ехать по какой-нибудь первой попавшейся дороге, даже не зная, куда она приведёт. Однажды в какой-то дождливый весенний день я ехал по насыпи железной дороги от рудянского кладбища к станции Нейва. Ехал сквозь дождь, весь вымок, и точно не знал, куда приеду. Подъезжая к станции, увидел поезд. Он промчался мимо меня, а на крышах вагонов тонким слоем лежал снег.
-На севере снег пошёл – сказал я себе – вдруг и до нас дойдёт.
Я и под дождём-то замёрз, а если снег… Мне стало неуютно и тоскливо. До Нейвы-то я кое-как доехал, но нужно ещё возвратиться домой, в Рудянку. И опять под дождь.
Вот и станция. Пусто. Только где-то в уголке стоит на рельсах маленькая коробушка-дрезина. Подъезжаю к ней. В дрезине сидят рабочие. Один из них высунулся в дверь и спрашивает:
-Мальчик, ты куда едешь?
-Мне бы в Рудянку.
-Ну, грузись.

Рабочие помогли мне затащить велосипед внутрь дрезины. Интерьер её был скромен и прост. Две лавки вдоль окон, перегородка с окном, за которой располагался двигатель и немудрящие органы управления. Телогрейки на вешалках и какие-то инструменты на полу. Под лавкой – ведро, в котором позвякивали пустые бутылки. В наше время подобные дрезины остались лишь в музеях. Я ошалело оглядывался вокруг. Никогда раньше и никогда потом мне не доводилось ездить на подобном агрегате. Да ещё с велосипедом.
-Ну, что там? Зелёный? Поехали быстрее, а то магазин закроют – сказал один из рабочих машинисту.
Я подумал, что сейчас заработает под полом мощный дизель, и всё как затрясётся. На железной дороге ведь всё должно быть мощное. И тут где-то за стенкой тоненько запел небольшой газовский движок, и мы довольно шустро поехали в сторону Рудянки, высоко подскакивая на стыках. В Рудянке дрезина остановилась прямо напротив станционного магазина, и все рабочие дружно понеслись к его дверям. Правда перед этим они опять же помогли вытащить мой «Урал» наружу.

И первым, кто встретил меня из армии, был всё тот же «Урал». Приехал я, а дома никого. Родители на работе, квартира пустая, и даже кошки у нас тогда не было. Старые друзья и одноклассники все разъехались, а новых завести я не успел. И вот, я взял своего железного друга и поехал кататься по городу. Такой вот был у меня первый день гражданской жизни. Еду по городу, весь такой молодой, красивый и свободный. И грустно мне до жути, ибо ехать не к кому, и никто мне не скажет:
-Вот ты и вернулся.

Естественно, я не хотел, чтоб мой «Урал» сломался, также, как подростковый в своё время. Я решил научиться его ремонтировать. Собрал-разобрал-смазал – заменил подшипник. А вот проблема с запчастями не исчезла никуда. По сравнению с советскими временами сегодняшние велосипедные магазины и мастерские по ремонту кажутся сказкой. В то время никаких мастерских не было, а все запчасти к велосипедам, мотоциклам и автомобилям занимали одну небольшую витрину в спортивном магазине. Может быть, в других городах мастерские и были. Но у нас – увы…Тогда я озаботился поисками нужных частей на свалке. Увижу руль, колесо, вилку или цепь – тащу домой. Свалка в родной деревне была там же, где начинался грибной лес. И из походов за грибами я нередко приносил какие-нибудь велосипедные железячки. Потом их скопилось так много, что я смог собрать ещё один такой же «Урал». А в городе Новоуральске «Клондайк» был за гаражами. Именно туда выбрасывали всякий хлам, в том числе и поломанные велосипеды.

Когда я жил в Тагиле, то и там велосипед был со мной. Правда, не мой. Я брал его у друга Пашки Кузьмина. Пашкин велосипед был спортивным и дизайнерским. Его руль был обмотан тонкой и нежной на ощупь кожей. Плюс ещё какие-то стильные кожаные детали, которые Пашка делал сам. Мне это жутко нравилось. В Тагиле я также точно ездил куда глаза глядят. На Вагонку, так на Вагонку, расстояния меня тогда не пугали. Я ехал и напевал себе под нос:

Ехали мы ехали с горки на горку,
Да потеряли ось от колеса,
Вышли мы вприсядку, мундиры в оборку,
Солдатики любви, синие глаза…

А когда к нам приехали из Узбекистана баба Катя и Валерик, нам понадобился ещё один велосипед, поменьше. Валерик – это мой двоюродный дядя. Надо бы называть его согласно возрасту - дядя Валера, ведь он тогда был вдвое старше меня. Но все почему-то называли его именно Валериком. Валерик был инвалидом, у него был рассеянный склероз. Ходил он плохо, а на велосипеде ездить мог, но мой «Урал» был для него великоват.

И вот, мы купили с рук нужный агрегат. Он назывался «Уралец». Или «Весна» - точно не помню. И сделан был в посёлке Атиг – вот это я помню точно. Тогда велозавод в Атиге был одним из самых мощных в стране. И мне нужно затащить своё приобретение в лифт. В обычном, не грузовом, лифте велосипед помещался только если поставить его на дыбы и по диагонали. С одной стороны его был я, а с другой в лифт заскочила какая-то девушка. И лифт застрял между этажами. Кто-нибудь более ловкий постарался бы с девушкой познакомиться, и может быть, это приключение стало бы началом чего-то большего. Кто-то, но не я. И что мне больше мешало – моя застенчивость или разделявший нас велосипед? Через час пришли ремонтники и нас освободили.

Валерик какое-то время ездил на «Уральце», ездил даже с нами на покос, а потом его болезнь стала прогрессировать. Тогда мы с Алей уже поженились, и на «Уральце» стала ездить она. Вспомнилось, как я учил её ездить на велосипеде. Опять была весна, было тепло, и мы шли по солнечной деревенской улице. Мы, велосипед и Муська, бабушкина кошка. Кошка могла путешествовать с нами довольно далеко. Её можно было даже не держать на руках. Она сидела на мне, вцепившись когтями в ватное плечо фуфайки. Поправив Муську на плече, я говорил Але:
-А сейчас отталкивайся и дави на педали.
Конец же «Уральца» был печален. Я ехал на нём с рыбалки и вёз большой и тяжелый рюкзак с резиновой лодкой. Налетел на камень, и переднее колесо очень сильно согнулось. Где уж он теперь, этот «Уралец»? Вроде был на чердаке. Но когда я в последний раз туда лазил, то велосипеда не видел.

А потом, когда сыну было лет семь, мы узнали, что все наши велосипеды – это ни к чему не пригодный хлам, а все люди давно уже ездят на горных. И вот, мы купили такой для сына. Оранжевый. Только сын быстро перешагнул велосипедный этап. Сначала был мопед, потом мотоцикл «Тула», потом первый автомобиль. Но об этом уже надо рассказывать отдельно. И на горном велосипеде, купленном для сына, стал ездить я.

Кстати, и за берестой я нередко ездил на велосипеде. Ездил и в этом году, потому что дорога в нужный лес оказалась для машины непроходима. Вешаешь на плечи большой рюкзак, набитый берестяными листами. А потом с этой ношей нужно взобраться на велосипедное сиденье. Сначала ездил на «Урале», потом на Оранжевом. Только вот устройство горного велосипеда стало для меня тайной за семью печатями. И ремонтировать его самостоятельно я так и не научился. Но теперь это уже и не нужно, ведь можно обратиться к специалистам.

Года три назад Аля решила подарить мне на день рождения тот самый «Полутолстый». Зимой на нём тоже можно ездить, правда медленно и только там, где снега немного.
Tags: история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Вдоль улицы Ленина.

    Улица Ленина в Рудянке довольно длинная. Она идёт от завода на кладбище. Это просто так совпало, что завод и кладбище оказались на разных концах…

  • И бутылка из-под древней минералки...

    Сегодня мы с новоуральскими краеведами ездили в Нейво-Рудянку, в школьный музей Ильи Тупикова. Во-первых посмотреть, что там прибавилось из…

  • Подоходный налог.

    Передо мной лежит документ, написанный в 1954-м году. Он написан рукой моей дальней родственницы Анастасии Семёновны Новгородцевой. Как уж эта…

  • Когда автобусы были большими-2.

    Времена, когда в нашем городе были большие автобусы, закончились не так и давно. Недавно я нашёл в ВК фотки 2006-го года. Их сделал Сергей…

  • Личные угодья Ильича.

    Однажды, не так и давно, я смотрел документальный фильм «Би-Би-Си». Фильм был про Таджикистан. И как многие подобные фильмы, был он с небольшим…

  • Злыдень с собственным трактором.

    Помню в школе нам рассказывали об академике Сахарове. Рассказывали нам о нём, естественно, в советской школе. И было это в начале восьмидесятых.…

  • С Днём Победы!

    Поздравляю всех с Днём Победы. Это была победа в величайшей и самой кровопролитной войне за всю историю человечества. В качестве иллюстрации пусть…

  • Песни тёплого океана.

    Сегодня вспомнилось. Был 1995-й год. Незадолго до того мы купили цветной телевизор "Самсунг". В то время инфляции и скачущих цен я даже и не…

  • Фрагмент Кунгура с неизвестным автобусом.

    Сегодня выкладывал фото Кунгура с автобусом. Здесь. Автобус маленький, но какой-то совсем неизвестного типа. Он стоит прямо перед зданием,…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments