Улица Ленина в Рудянке довольно длинная. Она идёт от завода на кладбище. Это просто так совпало, что завод и кладбище оказались на разных концах одной и той же улицы. Улица Ленина – часть старой дороги, которая шла из Невьянска в Верх-Нейвинск и пересекала всю Рудянку. Она долго была главной и самой оживлённой улицей заводского посёлка. А потом старая Невьянская дорога потеряла свое значение, и улица Ленина самой оживлённой быть перестала. Кстати, оба рудянских памятника Ленину были расположены как раз на этой улице.

И вдоль всей, довольно длинной улицы стояли одинаковые металлические стенды с лозунгами. Сколько уж было тех стендов – я не помню. В центре Рудянки стенды стояли густо – через каждые двадцать метров. Ближе к окраине – пореже. Лозунги были написаны кистью на холсте, и в них был виден узнаваемый почерк заводского художника. Даже когда человек пишет печатные буквы пером или кистью, у него всё равно вырабатывается свой индивидуальный почерк.

Я катался вдоль улицы на велосипеде и читал эти самые лозунги. О чём они были? Да, всё о том же. Социализм, коммунизм, слава КПСС. Причём мне в детстве эти лозунги казались наивными, какими-то «деревенскими» что ли. В городе писали о том же самом, но более серьёзными словами. Но там, в городе, несомненно, была какая-нибудь идеологическая комиссия, которая жёстко контролировала то, что будут читать люди с плакатов. Проверяли каждое слово. Сначала на эскизе, а потом уже и на готовом изделии. Доверишь художникам, а они ребята не шибко грамотные. Могли написать слово «праздник» без буквы «Д» или Ливию вместо Ливана.

А то и приколоться могли. Как, например, в Тагиле есть газета «Высокогорский горняк». И однажды кто-то заменил в наборе названия газеты букву «Р» на букву «В». Получилось «Высокогорский говняк». Но это басня от начала и до конца. Потому что название газеты не набирали отдельными литерами, для него было единое клише. Но приколоться всё ж могли.
В Рудянке, скорее всего, мощной идеологической комиссии не было. И я, читая эти наивные лозунги, ехал и усмехался. А может быть, они просто были устаревшими. Из какой-то более ранней эпохи. Может быть, годов из пятидесятых. Тогда они были вполне уместны, а сейчас увы…Эти лозунги были вечными, как небо над головой или как Уральские горы на горизонте. Они были вернейшей приметой моей малой Родины. Как заводской гудок или Дом Культуры с его лирой и статуями.

А потом эпоха сменилась. И железные стенды незаметно опустели. И долго стояли пустыми. Коммерческий мир не смог найти им применения. Не приспособили их под рекламу того-сего. Сейчас ни одного такого стенда уже на улице Ленина нет.
И я, вспоминая детство и юность, искал в Интернете старые фото своей малой Родины. А вдруг найду фото тех лозунгов и вспомню, о чём там было написано. Я это забыл полностью. Не помню ни одного слова. Какие именно слова казались мне по-деревенски наивными и устаревшими – вот не помню ничего. Да, наверное, и никто не помнит. Кому было интересно читать наглядную агитацию?
Однажды мне посчастливилось. Я нашёл в «Одноклассниках» фото улицы Ленина. Это 1977-й год, впереди 60-летний юбилей Октябрьской революции. Март.

Проводы русской зимы. Целая демонстрация. Богатыри с приклеенными бородами, красноармейцы и революционные матросы. Усы у красноармейцев кстати тоже приклеены. Праздновали эти проводы и у нас в городе. Правда не так пышно и без идеологического подтекста. У нас разве что детишек катали на санях. Да ещё подвешивали к верхушке обледенелого столба ключи от квартиры. Залезешь на столб – квартира твоя.
На фото видны те самые лозунги. Целых четыре. На фото хорошо видно, что стоят они как раз через каждые двадцать метров. Я увеличил изображение и смог прочитать, что написано на одном из них. «Товарищ, береги зелёные насаждения!»

Что написано на остальных – разобрать не удалось. И почему мне это казалось наивным. Ну, береги зелёные насаждения. Вроде всё по делу и даже экологично. Да и «насаждения» сами тут же. Сейчас они стали уже большими деревьями. Значит сберегли. Выходит, что на людей наглядная агитация всё же действовала.
И ещё одна фотка с той же улицы Ленина, но уже 50-х годов.

Journal information