Вот талибы взяли Кабул и овладели всем Афганистаном. И чуть ли не всеми овладело одно чувство – злорадство. Причём злорадство трёх видов. Вид первый – многие бурно радуются поражению американцев. Я к американцам отношусь достаточно ровно и этой бурной радости не разделяю. А тех афганцев, кто поверил в их демократию и теперь штурмует «последний» самолёт из Кабула, мне очень жалко. Помню кадры времён Вьетнама. Американские военные сталкивают вертолёт с палубы авианосца. Быстрее освободить палубу, чтоб принять новые вертолёты с беженцами. Что вертолёт – просто железяка, его не жалко, лишь бы спасти ещё хоть несколько жизней. Сейчас кадры из Афганистана другие – страшнее. Да вы, наверное, и сами всё видели.

Второй род злорадства – это когда говорят, что сейчас все правящие элиты среднеазиатских государств будут трястись от страха. Все эти западно-ориентированные «национальные кадры». Узбекские, таджикские, туркменские. Те, кто так долго страдал «под игом русских оккупантов», а потом так рад был от них освободиться. Типа русских прогнали в своё время, а вот придёт и к вам Талибан наводить порядки, а ваша армия вас защищать не станет. И куда ж вы побежите? В Россию? Ну, и пусть трясутся, как хвост собачий. Их не жалко.

И третий вид злорадства – это когда разные русофобы потирают ручки. Вот. Талибы Кабул взяли. А теперь как попрут. Сначала Душанбе, потом Ташкент, а потом будете вы, русские, останавливать их на границе Оренбургской области. Да и у вас внутри. Кавказ, Татарстан и огромные среднеазиатские диаспоры в больших городах. Все ваши мусульманские народы – это ж конечно же будущие талибы. Как все на вас навалятся. И останутся от вашей России рожки да ножки.

Вот я и хочу поговорить про то же. А так ли опасен для России Талибан, велика ли тут проблема? Злопыхатели конечно же говорят, что русские обязательно вмешаются. И пойдут воевать с талибами на дальних подступах, воевать за свое «мягкое подбрюшье». Почему все прямо-таки уверены, что талибы пойдут в Среднюю Азию? Ну, как же, ведь близко, куда ж им ещё идти. А могут пойти и в Пакистан. Ведь зародился Талибан именно там, в Пакистане. Там и сейчас существуют районы, неподконтрольные светской власти. Хотя правительство Пакистана и воевало с талибами, но полностью уничтожить их не смогло. И вот, на волне ошеломляющего афганского успеха талибы вполне могут попытаться взять реванш в Пакистане.
Есть такое устоявшееся мнение, что вся власть в Средней Азии – это сплошные воры и взяточники. Впрочем, как и в Афганистане. Там тоже были воры и взяточники, пока не пришли талибы – «кристально чистые рыцари ислама». Афганистан достался талибам без особого сопротивления. Афганцы от своих воров устали и поэтому просто упали в объятия «честных и бескорыстных» исламистов. Разве в Узбекистане не произойдёт то же самое? А ведь есть разница. И существенная. Воров и взяточников в Афганистане поддерживала чужая оккупационная армия. Для народа этот факт имеет решающее значение. Вор, но свой – это совсем не то же самое, что вор, сидящий на чужих штыках. Поэтому вполне возможно, что «своих воров» народы Средней Азии будут защищать. К тому же, люди Средней Азии дольше, чем афганцы жили при современной цивилизации. И в советское время, и после. Поэтому они вряд ли с такой уж радостью примут приход исламистов. И всё, что за этим следует. Отказ от западной музыки, телевидения, Интернета, женского образования, ритуальное побиение камнями и много чего ещё. Идеи Талибана, конечно, для многих привлекательны, но далеко не для всех.
К тому же, если талибы захватят Среднюю Азию, то для её жителей будет сразу же закрыт въезд в Россию на заработки. Миллионы людей останутся без работы, останутся в нищете. Вот представьте себе таджика, который очень долго работает в России водителем автобуса. Или торгует на рынке. И вот ему вместо твёрдого заработка и более-менее спокойной жизни предложат подставлять голову под пули. Ведь все же «знают», что у талибов нет другой цели, кроме вечной войны. Оно людям надо? Поэтому я не слишком верю в безусловный успех, который ожидает талибов в Средней Азии.
А ещё я знаю, что когда-то, не так и давно, талибы хотели соблазнить Россию на совместную борьбу с американской агрессией. Прямо вот приходили на берег пограничной (с Таджикистаном) речки и кричали:
-Русские, давайте с нами вместе бороться против Америки!
Наши тогда не соблазнились, да, наверное, и сейчас не согласятся на такой союз. Но вдруг исламисты всё ещё надеются? А если они вломятся в Таджикистан, то всем надеждам уж точно конец.
Талибы победили. Теперь они начнут обустраивать жизнь в Афганистане согласно своим правилам. Может быть, даже попытаются наладить жизнь мирную. Это ж всегда так, что после войны должен наступить мир. И тут могут вылезти разные особенности. Например, вот такие. Афганистан за всю свою историю так и не стал единой нацией. В нём множество племён, иногда враждебных друг другу. Талибы побряцали оружием у носа племенных вождей – те и встали на их сторону. А в мирное время вполне вероятно, что племенная вражда опять вспыхнет. Это только на войне все единодушны. К тому же, репутация талибов как бескорыстных рыцарей может оказаться не такой уж белоснежной. Вдруг, да и у них найдутся свои воры и взяточники? В общем, проблемы мирного времени вполне могут поколебать авторитет талибов.
Вывод отсюда будет такой. Не стоит нам сильно бояться. Бояться, что прямо завтра наших парней погрузят в самолёты и увезут на войну. Надо быть готовыми – и только. Но готовыми нужно быть всегда.
Journal information