Да. Ещё вчера. Была новогодняя ночь, из города доносились выстрелы петард, а у нас было то жарко, то холодно, то дымно. И мы сидели в избушке при свечах и фонариках, пугали наглых мышей и встречали Новый год.
А нынче- погляди в окно. Окно уже в самолёте, и мы летим в Симферополь. Так уж случилось, что на «большом» самолёте я не летал давным-давно. В Ханты-Мансийск, конечно, летал, но на самолёте маленьком. А тут всё как в далёком детстве. По три кресла в ряд, стюардессы, разносящие завтрак.
Все стюардессы высокие, тощие девушки с русыми волосами. Все в масочках. У каждой на груди большой жетон, где латинскими буквами написано имя – Aleksandra, Maria, Vera. И значок – эмблема «Аэрофлота», неизменная с советских времён. Сами в масочках и нам не дают их снимать. Через два часа полёта – обязательная смена масочек. А у кого своей масочки нет на замену, тому выдадут.
Тесно. Но это уж как везде в авиации. Спасибо, что не на поезде едешь. Три часа и там.
За окном сначала ночь, а там, за облаками, уже утро. Над облаками летишь, как над заснеженной тундрой. Кажется, что внизу снег и русла замёрзших речек. Когда снизились, «тундра» превратилась в горы из синтепона. Раньше, когда синтепона не было, люди говорили – горы из ваты. Но на синтепон облака похожи больше.
С соседнего ряда доносится какое-то шипенье и вверх поднимается струйка дыма. Ой! Хотя понятно, что самолёт – самый безопасный транспорт, но вдруг? Потом ещё одна мысль – а может просто электронная сигарета у кого-то? Но курить в салоне запрещено строжайше. Может она испортилась и дымит. Но стюардессы не обращают на дым никакого внимания. Ходят как ни в чём ни бывало. И тут я подумал, что этот дым – лечебный. И вполне разрешённый. Ну, кто-то решил здоровье поправить ещё в самолёте. Вот ведь мы, люди из леса, даже генератор лечебного дыма не видели ни разу.
Самолёт проткнул облака, и внизу показались зелёные поля и дороги.
А море-то где? Мы так надеялись его увидеть с высоты. Но скорее всего, самолёты в Крым летают каким-то одним, предельно защищённым маршрутом. И над морем стараются летать как можно меньше.
И вот, мы стоим перед зданием аэропорта. Аэропорт новый - «Волна».
А тот старый, с башенкой, где я в детстве спал на полу, снесён до основания. Жаль. Тепло и ветер. У нас на Урале было минус пять. Здесь плюс пять. Разница не то, чтобы ошеломляющая, и совершенно нет ощущения, что прилетели в какой-то рай. Ощущение "рая" пришло потом, когда мы привыкли к теплу.
Стоим у автобусной остановки. Никаких касс не видно, и мы решили, что билеты продают прямо в автобусе. Потом видим у кого-то билетик в руке.
-А где билеты продают?
-Прямо в аэропорту. Вы бегите скорее, а то тут маршрутки редко ходят.
Следующая - через 35 минут. Для них это редко. А для нас...Автобус из Екатеринбурга в Новоуральск ходит примерно раз в полтора-два часа, так что для нас тридцать пять минут - это близко к идеалу.
И вот наконец едем. Поля, виноградники, неряшливые стены, построенные из желтоватого ракушечника. Изредка корявые деревья с облетевшей листвой. И вдруг:
-Вот оно, море – говорю я Але.
-Где?
-Да вот.
Я показываю на полосу чего-то жёлто-зелёного.
-Я думала, это трава какая-то.
Да уж. Моря мы не видели с детства. Едем по берегу, потом по дорожке между морем и солёным озером. На море довольно сильные волны, кое-где торчат удочки, воткнутые в песок. Вдруг – лебеди. Ещё пара поворотов, и мы приехали. Евпатория. Дом, где мы будем жить – это небольшая частная гостиница. Довольно большая территория, на ней номера, бассейн, мангал, кухня и баня-бочка. Всё пустынно. Зима.
-Если хотите шашлык, то вот, есть мангал. Если хотите баню, то можем затопить – говорит нам хозяин.
Но нам почему-то не хочется разных специфических развлечений. Нам бы скорее море увидеть, подышать его запахом.
Идём к морю. И вот оно. Вечно живое, волнующееся, нескончаемое. А цвет его желтовато-зеленоватый - это от песка. Говорят, что незадолго до нашего приезда были шторма, они подняли со дна много песка, и от этого море стало таким. Кстати в Ялте цвет моря немного другой.
На берегу вал красно-коричневых водорослей. И запах. Свежий, солёный, с еле уловимой ноткой гнили. Так пахнут те самые водоросли. Здравствуй, море. И хочется найти в душе какие-то воспоминания, впечатления, сохранившиеся с детства. Но их нет. Совсем. Хотя я, несомненно, бывал тут в детстве, смотрел на этот город и на этот пляж. И вряд ли всё тут столь радикально изменилось за прошедшее время. Просто долгая сухопутная жизнь выбила, вытеснила все воспоминания о море из моей головы. Я знал, что оно где-то есть – и только.
Конечно, собираем ракушки. Зачем? А фиг его знает, положено так - на море ракушки собирать. А вон там какой-то старый причал. Тот ли это причал, на который заходил я в детстве? Тогда по нему гуляли люди, а вокруг стояли кораблики.
Сегодня здесь пустынно, а сам причал основательно поеден ржавчиной. Неужели здесь уже нет никаких судов? На причале густо сидят чайки. Люди пролезают на причал через железную решётку, и чайки нехотя улетают прочь. Я полез на причал, а Аля осталась по ту сторону решётки.
Романтика. Но туда лучше не лазить. Скользко.
Кажется, что все курортники, приехавшие отдыхать в новогодние каникулы, собрались именно сюда. Они толпятся у немного облезлой статуи Геракла, что-то едят, делают селфи, а вокруг бегают дети. Днём народа ещё не много, вечером больше. А Геракл просто в кадр не попал, он в середине между этих двух колоннад и ниже по лестнице.
Мы идём дальше по городу, пробираясь к центру. Евпатория, как нам показалось, разделяется на совсем небольшой исторический центр с узкими улочками, построенный при татарах, «просто центр», застроенный в 19-м веке красивыми купеческими домами с колоннами и лепниной, кварталы сталинской постройки, половину которых занимают санатории, и кварталы, построенные в 70-х-80-х. И почти во всех этих кварталах присутствует частный сектор. Глухие заборы, за которыми чаще всего жильё, предназначенное под сдачу.
И жутко много заброшек. Пустые санатории с огромными парками. То ли они закрыты на зиму, то ли не работают вообще.
Санаторий "Таврида". С виду совершенно исправный, но мусор и деревянные щиты перед ним как бы намекают...
Ещё какие-то давно забытые предприятия и учреждения. Есть санатории и работающие всю зиму. Но они или принадлежат каким-нибудь могучим ведомствам вроде МВД, или просто новые. В них не надо вкладывать деньги и пока не надо ремонтировать. Самые жуткие заброшки – это те, что были построены в конце 80-х. Тогда строили с размахом, а потом деньги кончились. И стоят огромные, чёрные бетонные дома, тянутся грязные лестницы. Что там в них предполагалось сделать? Санаторий, театр, супермаркет? Заходить в эти жуткие развалины страшно.
Одна из таких знаковых заброшек расположена рядом с местом, где мы жили. Это несостоявшийся Дворец Пионеров. Или, как его называют местные - Пентагон. Проходили мимо него мы чаще всего вечером, когда он был наиболее мрачен. И даже не фотографировали. Мы конечно любим заброшки. Но между заброшками у нас на Урале и заброшками здесь есть небольшая разница. Здесь тепло. Поэтому в таких местах вполне могут жить какие-нибудь бомжи. И стоило мне об этом подумать, как внутрь здания зашёл какой-то мужик. Вроде не нищий, и одет нормально. Но всё же...
Заброшенный Дворец Пионеров. Фото из Интернета.
Даже красивое, всё в деревянной резьбе, здание "главного штаба всех курортных услуг" заброшено и стоит, закрытое на замок. Евпатория в советское время была преимущественно детским курортом. Так и говорили:"Евпатория- город-курорт, Евпатория - детская здравница". Правда, сами детки иногда говорили так : "Евпатория - город-тюрьма, Евпатория - детская каторга". Ну, разве не каторга - вставать в семь часов под звуки горна, делать зарядку и есть "что дают"?
Наверное, именно то, что большинство курортов было детскими, и сыграло свою роковую роль в судьбе города. Если "взрослые" курорты ещё могли как-то приспособиться к коммерческому времени, ещё могли найти платёжеспособного клиента, то детские - увы. Детское здравоохранение было сплошь дотационным. И когда деньги на него перестали выделять в таком количестве, всё здесь и посыпалось.
По городу ходят небольшие узкоколейные трамвайчики (метровой колеи), на которых красуются буквы УВЗ. Но их конечно же сделали не в Тагиле.
Это «Уралтрансмаш», его теперь подчинили «Уралвагонзаводу». Там делают большие трамваи для Екатеринбурга, сделали и маленькие - для Евпатории. Трамвайные пути в городе одноколейные, с разъездами, двухпутными вставками. И получается, что расписание должно быть составлено так, чтоб трамвайчики на разъезде встречались, и им не приходилось ждать друг друга подолгу.
-Чего встали?
-Встречного ждём.
Некоторое время ждём и видим, как мимо проплывает встречный трамвай. Всё, сейчас поедем и мы. Совсем как на однопутных железных дорогах старых времён. Такие разъезды встречаются только в центре города, дальше к окраинам дороги двухпутные.
Уральский трамвайчик на фоне минаретов. Снято на разъезде у исторического центра Евпатории.
Из детства я хорошо запомнил красно-белые трамвайчики "Гота", которые тогда ездили в Евпатории. Нравились они мне безумно, хоть я видел их только издали и ни разу на таком не ездил. И мне так хотелось прокатиться в "вагончике из детства". Но увы. Как нам сказал владелец нашей мини-гостиницы, эти трамваи уже прекратили свою работу.
-Ещё несколько месяцев назад они ездили.
Я надеялся на "Трамвай желаний". Говорят, был такой экскурсионный кольцевой маршрут по историческим местам Евпатории. Может быть, он будет ходить летом. А сегодняшний "Трамвай желаний" - неподвижен. Встал на мёртвый якорь.
Сбыча мечт и исполнение желаний - к сожалению только отчасти.
Стоит он у разворотного кольца маршрута №1. Всех маршрутов в Евпатории четыре. Два постоянных и два сезонных, летних, которые идут к пляжам. Из двух "зимних" маршрутов один длинный и один очень короткий. Первый номер - длинный, третий - короткий. Раньше третий номер ходил от вокзала прямо к морю. Именно там я и видел трамвайчики в детстве. У самого моря. Но в наши коммерческие времена половину трассы отрубили и сделали там пешеходную улицу. В общем отдали "под ларёк". Что такое пешеходная улица в курортном городе? Это один длинный "ларёк". Кафе, киоски с тем, с этим, чебуречные, тир, зеркальный лабиринт и прочая и прочая. Мне кажется, лучше бы трамвай оставили.
Короткий маршрут выглядит из-за этого "отрубления" слегка нелепо. Теперь он идёт от вокзала до гостиницы "Украина", а это расстояние нетрудно пройти и пешком. Зато именно там работает экзотический двухкабинный вагончик. У него кабина спереди и вторая кабина сзади, чтобы не разворачиваться. И двери, открывающиеся на обе стороны. Напомню, что у большинства трамваев и автобусов двери для пассажиров только справа. Этот трамвайчик сделали в Екатеринбурге по особому заказу, и тут в Евпатории, он такой один. По внешнему виду он от обычных не отличается. и фотографировать его я уж не стал. Хочется сказать, что жители и гости города пользуются трамваем довольно активно (длинным маршрутом). И мы постоянно ездили на нём. Проезд стоит 22 рубля. Это если наличными. А по карте - 17 рублей. С чем уж связано пятирублёвое преимущество для владельцев карт - мы не знаем.
В своей исторической части Евпатория - город интересный, даже причудливый. Дома украшены лепниной. Заметно, что до революции в центре жили богато. В чём уж был источник этого богатства - не берусь судить. То ли торговля, то ли курортная деятельность. Евпатория стала курортом достаточно давно. Тот же трамвай построили в 1914-м году как раз для курортников.
И мы ходим и разглядываем архитектурные детали.
На многих дверях нет домофонов, что ля нас достаточно странно. И иногда можно зайти в подъезд, заглянуть за фасад курортной жизни.
Многое обветшало, многое знавало лучшие времена. Но атмосфера вечной весны, отдыха, зелени, расслабленности скрадывает эти недостатки благоустройства. В наших краях такая обшарпанность просто режет глаза, а тут, на курорте, это смотрится естественно.
Ещё один подъезд старого евпаторийского дома. Лестница, идущая вниз, ведёт во двор.
А во дворах, даже во дворах пафосных домов с лепниной по фасаду обычно всё вот так. Какие-то пристроечки, верандочки, балкончики. Летом здесь проходит значительная часть жизни людей. Двор как продолжение квартиры, как некое личное пространство. Наверное, так бывает только на Юге.
Эти дворы часто бывают довольно живописны. В историческом центре подобные дворики на каждом шагу.
Есть здания, в которых жили знаменитые люди. Например, в этом домике с колоннами жил советский живописец-баталист Самокиш.
Ещё в Евпатории есть "фирменная" краска для памятников. Ею выкрашен крымско-татарский поэт Омер.
Этой же краской выкрашены матросы-герои.
Вроде бы, даже Геракл - и тот такой же фальшиво-медный. Мы у Геракла были, но почему-то не сфотографировали. Хотя есть в Евпатории памятники и настоящие, бронзовые. Например, вот этот. Это Николай Андреевич Мамуна евпаторийский градоначальник старых времён. При нём город успешно развивался и началось становление Евпатории как известного курорта.
Ходили мы, ходили по городу Евпатории. И даже возникла у нас мысль - а может взять, да и переселиться нам сюда. Или купить какой-нибудь курятник, а потом сдавать своим знакомым на лето. Мы конечно быстро отказались от такой плодотворной идеи, ибо знаем людей, у которых был печальный опыт переезда на юг. Но если что, цены вот такие.
И если уж ехать отдыхать на море летом, то нужно ехать не в Евпаторию, а ещё дальше, в пригороды. Там людей поменьше. Главное ведь, чтоб море было рядом и чтоб ни за кого не запинаться. А мы, куда бы ни шли, всегда возвращаемся к морю. Днём, вечером. Смотреть на море не надоедает никогда.
Вечером мы сидели и слушали, как мальчик недалеко от той самой колоннады с Гераклом играл на скрипке мелодию из "Игры престолов". Мощная и торжественная музыка накладывалась на звуки морского прибоя. К вечеру разыгрался ветер, мы сидели на скамеечке и слушали как человеческая музыка причудливо сочетается с музыкой природы. Конец этого патетического действа был самый обыденный. К мальчику подошёл какой-то пьяный тип. То ли он хотел заказать скрипачу свою мелодию, то ли просто докопался. Отчётливо было слышно: "Да мне похрен". Пьяный ушёл, а мальчику уже не захотелось играть. Он молча сидел на бетонном бортике рядом с раскрытым футляром от своей скрипки, куда люди кидали деньги. И только море шумело и перекатывалось, как раньше.
А я пока прекращаю дозволенные речи. Об остальном напишу потом.
Journal information