Однажды в "эпоху секретарей", а именно в начале восьмидесятых я возвращался из художественной школы. Проходя мимо горкома я увидел длинную чёрную машину. Зимний вечер, снег и сверкающая чёрная красавица у подножья "Красного дома".
Я тогда был довольно образованным мальчиком по части всяких автомобильных марок. И знал я досконально, что в городе Новоуральске (Свердловске-44) такого типа машина только одна. Она называлась ЗИЛ-117 и принадлежала заводу УАМЗ, филиалу ЗИЛа. А та, что стояла у властного подъезда была "Чайка". Причём "Чайка новая", ГАЗ-14.
На следующий день мне в школе сказали, что в город приехал из Свердловска первый секретарь обкома по фамилии... А фамилию эту я сразу же забыл. Вспомнил я её только в армии, в перестроечное время. Ельцин.
И вот сегодня на Дне города Екатеринбурга я увидел эту машину, которая так живо напомнила мне детство. Может быть, это та самая? Та, на которой ездил Ельцин, будучи первым секретарём?

Естественно, у нас было не так уж много времени для того, чтоб рассмотреть эти машины. Естественно, мы торопились на ярмарку. День Города Екатеринбурга - это для нас прежде всего ярмарка. Мы были с тяжелой сумкой. Мы бежали, торопились занять место для торговли. Но мимо "всего этого" пройти не могли.

Диковинная пожарная машина. Чья это и откуда?

Американская штучка. И ещё с полностью открытой кабиной, вовсе не подходящей для Урала. Неужто её прислали по ленд-лизу в годы войны?
Сент-Луис, написано на табличке.

Тот участок, где были выставлены "копейки" и "москвичи" мы пробежали из-за недостатка времени. А жаль. Они были все такие "новенькие", хорошенькие. И вполне заслуживали нашего внимания.
А вот "волги".

Тоже блестящие и отлично отреставрированные. С оленями и без. Раньше по словам Гиляровского этого самого оленя, герб Нижнего Новгорода, нижегородцы называли "весёлой козой". Коза была весёлая из-за знаменитой Нижегородской ярмарки. Ведь ярмарка - всегда праздник.
Так что все владельцы "волг" тоже ездят "под весёлой козой". А может это Серебряное копытце? Вот топнет ножкой и...




А вот это "Волга" последняя. Лебединая песня легкового ГАЗа. Или предпоследняя. Самой последней был всё-таки "Сайбер". Красивая машина. Немного агрессивный, но запоминающийся дизайн.
То, что "Волгу" уничтожили совсем как вид, я считаю трагической ошибкой. За неё стоило бы побороться. Если получилось с ВАЗом, то почему с ГАЗом не могло получиться? Ведь без "Волги" и Россия не Россия. Без "Ларгуса" еще можно как-то существовать, а без "Волги" нет.

Переходим к "Победам".

А вот рядом что за машина? Какая-то переходная от "Победы" к ЗИМу?

Вроде не "Победа", но и не ЗИМ.

Для сравнения. Классический ЗИМ выглядит вот так.

То есть другая облицовка радиатора. Нет массивного выступающего переднего крыла, а на заднем хромированная накладка. И бампер другой. Так что это за машина?
А мы переходим к "малой авиации". Вот она, серпуховская "инвалидка". Бессмертная героиня фильма про Шурика. В фильмах про Шурика Трус, Балбес и Бывалый (Вицын, Никулин, Моргунов) пользовались двумя автомобилями. Одна машина была трофейной и называлась "Адлер", а другая - вот эта.


Мотоциклы.

Две "Явы" и один незнакомой мне марки.

Самый, наверное экзотичный мотоцикл это вот этот с прицепом, в пустынном исполнении. Напоминает нам о немецком "лисе пустыни" Эрвине Роммеле.. В прошлом году на подобном празднике был "харлей". Сегодня я его не увидел.

Мотороллеры. Вы не поверите, но были такие времена, когда отечественных мотороллеров было довольно много. Несколько видов. "Вятка", "Электрон", "Тулица". Не один "Муравей", как сейчас.
Например, вот такой агрегат. Называется "Турист".

А это редчайшая штучка. Мотороллер импортного производства, который поставлялся в СССР из какой-то социалистической страны. В детстве я такого не видел ни разу, хотя все остальные мотороллеры были довольно привычным явлением на наших улицах. Кстати, стоит он на фоне "Урала", созданного для ГАИ. У этого "Урала" заметен радиатор водяного охлаждения.

А это газовский двигатель, установленный на раму. Основа для будущей "Чайки". "Чайки" уже не "новой", угловатой, а "старой", с крылышками. К этому двигателю был и кузов. Ржавый. Его провезли мимо нас на грузовике. Заснять этот кузов мы не успели.

Кстати, "Чайка с крылышками" и с кузовом "фаэтон" была на позапрошлом Дне Города. Вот.

Особняком стояли два вездеходных "Москвича". Седан и универсал.


Теперь переходим к автопрому американскому. Однажды возле Светлореченского где-то в закоулке, в бурьяне я увидел "Линкольн". Было это в прошлом году. Тогда я подумал, что вот как жаль, что такая редкая машина заброшена. "Линкольн" был точь в точь такой же. Может быть, это он и есть?


А вот ещё три машины уж совершенно экзотического вида. Они стояли за отдельной изгородью. Чтоб рука непосвящённого даже не коснулась их лакированных бортов. Кабриолет "Форд". Специально показано, как работает механизм складывания верха. Довольно сложное устройство, надо сказать.


Колесо "Бьюика".

И сам "Бьюик".


Ещё один "Линкольн". Постарше, чем первый.


А вот машины совсем уж старинные. Как говорит Аля, те, что появились "сразу после лошадей".

А это, вероятно "Форд-Т", с которого началось конвейерное производство.


Деревянный кузов.

И деревянное колесо.

Колоритный человек, попавший в кадр возле "Форда".

И вот мы осмотрели всё. Подхватив сумку, идём на Плотинку. И тут выезжает своим ходом вот такое чудо. Мотороллер "Вятка" с кузовом. В кузове сено и весы. Над кузовом транспарант: "Колхоз имени Раевского".

Интересно, имени какого Раевского этот колхоз. Генерала, героя Отечественной войны 1812 года? Вроде бы все Раевские были дворянами, военными. Немного странное имя для колхоза.

И поклажа странная. Зачем сено? В сене уместны были бы цыплята или кролики. Приехал колхозник в город продавать цыплят. Но зачем весы? Цыплят ведь продают не на вес, а поштучно.

А нам пора. К прилавку. И последний кадр - это кафе "Скороед". Ну хоть не короед.
